Пока мы ехали к Васильеву домой, он объяснял по-английски, что ему удалось узнать. Его квартира в центре города на северном берегу Невы оказалась очень уютной и удобной, на стенах были плотно развешаны великолепные картины, написанные в период примерно двух последних столетий. Среди них — несколько настоящих шедевров русских мастеров.
Когда мы встретились впервые, Васильев рассказал, что купленная им у галериста Леонида Шумакова гуашь «В ресторане» признана бесспорной подделкой картины «Парижское кафе» модерниста Бориса Григорьева (1886–1939). Он, вероятнее всего, не стал бы предавать дело огласке, если бы Шумаков вернул ему деньги, но этого не произошло, поэтому Васильев решил бороться.
Заслуживает внимания история появления картины у Васильева. Арт-дилер, издатель и галерист Шумаков знал, что психиатр интересуется дореволюционным русским модернизмом. В июле 2009 года он отправил Васильеву по электронной почте фотографии висящей на стене квартиры искусствоведа Елены Баснер картины «В ресторане», а также статьи из газеты 1914 года с ее описанием. На следующий день Шумаков приехал к Васильеву домой с дополнительной информацией. Произведение произвело на Васильева впечатление, и он приобрел его за $250 000.
В июне 2010 года Васильев предоставил картину для экспозиции в галерее Натальи Курниковой в Москве. На выставке оказалась эксперт Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря Юлия Рыбакова. Она рассказала, что год назад работу приносили в Центр имени Грабаря. Тогда, после технико-технологической экспертизы и других исследований, на которые ушло четыре месяца, Рыбакова убедилась, что картина является подделкой, а не подлинником Григорьева. При ее создании, например, использовались пигменты, которые появились в распоряжении художников только после Второй мировой войны, а Григорьев умер еще в 1939 году. После экспертизы картина была возвращена некоему Муслиму Сабирову, который и принес ее в Центр имени Грабаря на экспертизу.
Эксперт сообщила эту информацию владелице галереи Курниковой, которая сняла картину со стены и позвонила Васильеву, чтобы сообщить плохую новость.
Вначале Васильев счел утверждение о подделке клеветой и не отнесся к нему серьезно, однако начал выяснять обстоятельства произошедшего. В итоге он обратился к продавцу произведения Леониду Шумакову и потребовал вернуть деньги. Тот отказался, уверяя, что картина подлинная, и в доказательство рассказал Васильеву, как она у него появилась.
По словам Шумакова, он купил «В ресторане» Бориса Григорьева у гражданина Эстонии Михаила Арансона. Последний в июне 2009 года показал картину Елене Баснер и попросил ее и другого эксперта оценить подлинность этого произведения. Для помощи в проведении экспертизы Баснер обратилась к Шумакову, который издал книгу о творчестве Бориса Григорьева, однако в книге информации о картине не нашлось.
Арансон рассказал Елене Баснер, что произведение происходит из старой ленинградской коллекции. Тогда эксперт предположила, что картина находилась у одного генерала, который получил большое количество работ Григорьева путем экспроприации их из собрания известного мецената Александра Бурцева (1869–1938). После революции 1917 года имущество Бурцева было национализировано, а его самого вместе с женой впоследствии расстреляли по сфабрикованному обвинению в шпионаже в пользу Финляндии.