×
Traktatov.net » Мошенники в мире искусства. Гениальные аферы и громкие расследования » Читать онлайн
Страница 107 из 138 Настройки

Летом 1995 года, спустя девять лет после покупки портрета писателя, в художественной галерее Retretti в поселке Пункахарью рядом с Савонлинной была открыта выставка произведений Ильи Репина. Гран попросил у Бромана портрет Толстого для выставки и обещал оплатить страховку и перевозку и возвратить произведение в целости и сохранности. Владелец согласился.

На выставке Репина в Retretti Броман побывал вместе с Граном. На обложке выставочного буклета и на страницах каталога была фотография картины «Лев Николаевич Толстой босой», которой Броман, по его собственному убеждению, владел и которую временно отправил на экспозицию. Шурин гордо показал каталог выставки Броману и заверил, что тот совершил отличную сделку. Он подчеркивал, насколько прекрасную картину Броман приобрел и как ее стоимость, безусловно, вырастет благодаря экспозиции. После закрытия выставки Гран вернул произведение хозяину, которого, однако, посетило первое подозрение: «Как же у меня могла оказаться такая знаменитая картина?»

Шли годы. Броман начал сомневаться в происхождении купленных у шурина произведений русских художников, хотя Гран и старался доказать, что все совершенные сделки были первоклассными. Однажды он пришел в гости к Броману с дамой и представил ее как специалиста по русскому искусству, работавшего в лондонском аукционном доме. Дама восхитилась портретом Толстого и выразила желание купить его, но владелец ответил отказом.

Когда в Финляндию приехал другой эксперт по русскому искусству, Броман показал ему купленные у Грана яйца Фаберже. Специалист счел их подделками, равно как и пейзаж Юлия Клевера, также приобретенный у Грана. В апреле 2007 года Броман захотел вернуть Грану произведения и получить назад деньги. Отношения между мужчинами осложнились.



В феврале 2008 года на рысистых бегах на ипподроме неподалеку от Хельсинки беговая качалка опытного наездника Патрика Грана ударилась о дерево. Он получил тяжелую травму головы, от которой скончался. Теперь на этом месте в память о происшествии к дереву прикреплена маленькая табличка.

После смерти Грана Броман сообщил его наследникам, что передал ему картины на хранение и теперь просит их вернуть, однако те заявили, что такие произведения никогда не существовали. Броман подал запрос на расследование дела, которое завершилось через пару месяцев: полиция не получила доказательств того, что наследники удерживают чужое имущество. По их словам, Гран никогда не торговал русским искусством.

На следующий год адвокат наследников возбудил против Бромана дело, обвиняя в том, что он вымогал у его клиентов почти полмиллиона евро. Броман отверг обвинение. Он никогда не требовал столь огромных сумм у наследников Грана, поскольку стоимость пропавших произведений составляла лишь около €40 000. Во время рассмотрения этого дела в суде подлинность купленных Броманом картин еще не была установлена экспертизой Государственного художественного музея.

Далее последовали странные события, часть из которых попала на страницы газет. Броман оскорблял ушедшего из жизни арт-дилера и его отца, одновременно требуя у наследников возврата произведений, которые он передал Грану на хранение и существование которых наследники отрицали. Броман купил в