Стоматолог получает наказание в виде лишения свободы сроком на один год с отсроченным на испытательный срок исполнением. Но более сурово наказал сам себя Роланд К. – отсутствие указательного пальца будет до конца жизни напоминать ему о том, каким образом он испортил себе жизнь.
Если бы Роланд К. проанализировал работу страховых компаний перед совершением этого поступка, то знал бы: в каждой страховой компании начинают резко звучать «сирена», когда врач, застрахованный от инвалидности, сообщает о потере пальца.
В начале девяностых число врачей, потерявших пальцы или даже целую руку, в Германии было пугающим. Причиной была не в последнюю очередь специальная политика страхования в Аахене и Мюнхене: кто потерял хотя бы одну часть тела, становился в контексте этого договора страхования на сто процентов нетрудоспособным. При ежегодном взносе в размере всего 1000 марок вы можете получить денежные средства ровно в миллион марок, если лишились хотя бы одного пальца в результате несчастного случая. Тысячи врачей воспользовались этой страховкой, попав в так называемые несчастные случаи, так говорилось в отчете страховщиков. Как это ни удивительно, правши лишались пальцев левой руки; а левши, напротив, правой.
Некоторые медики проявили большую креативность, чтобы замаскировать свои самоувечья. Специалисты по страхованию от несчастных случаев читали настоящие истории ужасов. Один врач задумал стать жертвой своей таксы во время охоты на уток. Такса случайно нажала на курок из оставленного рядом ружья, которое раздробило левую руку несчастного Вайдмана.
В статье «самоуничтожение» в качестве страхового мошенничества, опубликованного в 1998 году в журнале «Травма хирургии» профессором Клаусом Пюшелем (Klaus Puschel), моим учителем, он пишет: «Страховые компании, которые в последние годы предлагают специальные благоприятные премии по работоспособности – страхование от несчастных случаев для врачей, обнаружили, что этот вид страхования показал необычно высокую частоту повреждений; очевидно, предпочтительной была ампутация указательного пальца менее используемой руки.»
Если бы Роланд К. вовремя наткнулся на эту познавательную статью, то, возможно, пересмотрел бы свой план. «Если у какой-либо из страховых компаний указанный ампутированный палец вызывает сомнения в заявленном […] процессе, – продолжает профессор Пюшель, – то страховая компания проводит свое расследование и с этой целью […] регулярно привлекает судмедэкспертов или особенно опытных хирургов к экспертизе. […] В процессе принятия решения суд придает особое значение восстановлению хода событий и аргументам, приводимым в судебной реконструкции дела».
С момента этой публикации прошло почти 20 лет, но проблема остается острой для страховых компаний. «Практически каждый наш сотрудник может рассказать свою историю о страховке от несчастных случаев», – говорит Катрин Р., пресс-секретарь Немецкой страховой ассоциации. Хирург из Гранзе в Бранденбурге получил прозвище Доктор Семь Пальцев после того, как отрезал себе три пальца бензопилой. В качестве причины инцидента он назвал рой шершней, который напугал его, так что он поскользнулся во время распилки дерева. От своей страховой компании он потребовал выплату внушительной премии: 1,7 млн евро плюс 6000 евро ежемесячной пенсии. Страховая компания предъявила ему иск за мошенничество, Доктор Семь Пальцев был оправдан, но надежда на выплату страховой премии не оправдалась.