Англичан все устраивало: война идет, они практически не воюют. Гитлер «ушел» на Восток, прекратились налеты. К чему спешить – пусть Россия и Германия истощают друг друга. Прошло еще несколько месяцев, и 8 ноября 1941 года уже сам Сталин в письме к Черчиллю потребовал заключения ясного и понятного договора, потому что его отсутствие позволяло нашим «британским партнерам» слать вместо военной помощи лишь горячие слова поддержки. «Я согласен с Вами, – писал Сталин, – что нужно внести ясность, которой сейчас не существует во взаимоотношениях между СССР и Великобританией. Эта неясность есть следствие двух обстоятельств: первое – не существует определенной договоренности между нашими странами о целях войны и о планах организации дела мира после войны; и второе – не существует договора между СССР и Великобританией о военной взаимопомощи в Европе против Гитлера. Пока не будет договоренности по этим двум, главным вопросам, не только не будет ясности в англо-советских взаимоотношениях, но, если говорить откровенно, не будет обеспечено и взаимное доверие…»[385].
После долгих попыток отказа со стороны Черчилля и настойчивости Сталина, союзниками в полном смысле слова СССР и Великобритания стали лишь в мае 1942 года, когда во время визита Молотова в Лондоне был подписан полноценный союзный договор. Но суть политики Лондона этот факт ничуть не изменил. Через месяц после подписания союзного договора англичане совершенно откровенно предали Советский Союз. Случилась одна из самых драматических и самых загадочных страниц Второй мировой войны – разгром немцами каравана судов PQ-17. Это был действительно разгром, это действительно была страшная трагедия. И она до сих пор – загадка лишь для тех, кто не понимает смысл действий Лондона в период Второй мировой войны и его роль в ее организации.
Помогать так, чтобы не помочь. Обещать и не давать. Дать и не привезти. Везти помощь и потерять ее по дороге.
1942 год – дело идет к Сталинградской битве. Второй фронт, который союзники обещали, так в этом году и не будет открыт. Помощь СССР после дипломатических баталий и усилий Сталина пошла в виде военных поставок. Самым простым и эффективным путем доставки грузов был морской путь. Полярные конвои создавались в Исландии, огибали Скандинавию и достигали Мурманска или Архангельска