×
Traktatov.net » Иностранец » Читать онлайн
Страница 46 из 158 Настройки

— Слобо3 разрешил партии и, наверное, зря. Хотя бы, потому что у нас есть только одна партия в головах. А все остальное так… слова… слова.

— Когда Слобо скинули, одним из неофициальных условий примирения с Западом было недопущение к власти социалистов. Были созданы новые партии — но во главе их были или военные, или люди из госбезопасности или бывшие социалисты.

Интересно, а почему я не удивлен, а?

Вот когда ЕС или США выставляют такие требования — они о чем думают? Кто — может заменить у власти бывшую партию власти? В их понимании — народ должен выдвинуть новых политиков… каких-нибудь бывших журналистов, бизнесменов, а то и не приведи Бог, неудавшихся художников.

И как они будут править? Например — откуда они возьмут деньги на выборы? Зачем бизнесу их спонсировать, если в бизнесе — те же самые бывшие члены партии власти? А если и нет — зачем ставить на никому не известных, если есть хорошо известные с хорошо известными расценками на политические услуги?

Как надо? А не надо морализаторствовать. И демонизировать не надо. К демократии нельзя прийти за год. Путь этот долгий, на несколько десятилетий, и по пути — надо идти с одной партией, без политической борьбы. Политическая борьба без нормальной партийной системы — это популизм. Идти надо как в Японии. Там либерально-демократическая партия вела страну по пути демократии пятьдесят лет без перерыва.

Но привела.

Движение к демократии — не предмет для дискуссий.

— … наши новоиспеченные демократы ничего не сделали. Ничего не сделали с Косово. Не привели страну в ЕС. Зато довели ее до кризиса. Экономического… да всякого.

— Когда этой зимой начались беспорядки в Белграде — в Брюсселе поняли, что если завтра начнется гражданская война, то Европа в стороне не останется. Плохо будет всем. Тогда они согласились на возврат социалистов к власти. Но были два условия…

— Первое — в названии партии не должно быть слово социалистическая. Второе — в руководстве должен быть кто-то молодой.

И?

— Эти условия были приняты. Да и выбора у нас не оставалось. Была создана партия… скажем так — работа над ошибками. Партия сербского духа, но социалистическая. Без интернационализма.

— Национал-социалистическая?

— Зря смеешься. Юмор тут ни к чему. Все понимали, что так называть нельзя. Чтобы не раздражать Европу — назвали национал-демократической.

— Во главе ее Богдан Жераич. Он бизнесом занимается, владелец прессы. Раньше занимался спортом. Вот, спортивное общество Партизан — сейчас принадлежит ему. Как и еженедельник Политика.

Политика — это местный вариант Огонька времен Перестройки.

А вообще… в Болгарии был такой полицейский в межвоенный период — Никола Гешев. Он бесследно исчез в сорок четвертом, но успел сказать — и через пятьдесят лет мои последователи будут править Болгарией. Он оказался прав. В премьерах у них — генерал ВВС сменяет бывшего тренера по каратэ болгарской госбезопасности.

Суть схемы, которую предложил Гешев для обществ, выходящих из социализма и склонных к политическому насилию очень проста. У власти может быть кто угодно, но только он должен дать расписку о сотрудничестве. Этакая гэбэшная демократия — есть правые партии, есть левые, есть центристы, проходят выборы, партии сменяют друг друга у власти. Но расписочка есть на каждого. И куратор есть у каждого, неважно правый ты или левый. Он подскажет, что делать.