6. Усташи вовлекли в политику этнической чистки намного больше людей, чем немцы. Если у фашистов вопросом уничтожения евреев занимались специальные айнзац-группы, в которых было немного людей, а сами эти действия держались в тайне — то у усташей массовые убийства совершались местными бандами, часто сербов убивали их же соседи. Если большинство немцев могло только догадываться что происходит — то хорваты в большинстве своем знали и одобряли происходящее. Это больше напоминало еврейский погром, чем организованную чистку, но это всецело поддерживалось властями.
7. Усташи не признавали расовой теории. Усташ например мог жениться на сербке мужа или отца которой он зарезал. У лидеров усташей жены и матери были еврейками. Усташи не считали сербов «расово неполноценными» и если серб соглашался перейти в католичество и признать себя хорватом — его не убивали.
8. Усташество тесно связано с католической религией. Сам Павелич и все его люди были истовыми католиками, по всей же Хорватии — в соборах читали молитвы во здравие Павелича, за отказ их читать был тюремный срок. Католические отцы — благословляли усташевские банды на убийства, а некоторые эти банды возглавляли. Шесть действующих хорватских католических священников были одновременно палачами в лагерях смерти и убивали сербов и евреев.
9. Усташеское государство — никогда не знало внутреннего сопротивления, в нем не было большого количества саботажников и антифашистов. Усташи сражались с партизанами и войсками союзников до последнего и часто подрывали себя гранатой, чтобы не попасть в плен. На Восточном фронте — немцы считали хорватские части лучшими своими союзниками, они участвовали в Сталинградской битве, где стояли насмерть и почти полностью погибли.
Большинство усташей прекрасно понимали, что они делают и что их за это ждет. Из воспоминаний лидера Крестьянской партии Мачека, политзаключенного (заметил, что один из охранников лагеря очень набожен)
Я спросил его, не боится ли он божьей кары.
Не говорите со мной об этом, — ответил тот. — Я ведь прекрасно понимаю, что меня ожидает. За мои прошлые, сегодняшние и будущие прегрешения я буду гореть в аду, но, по крайней мере, я буду гореть ради Хорватии.
После Сталинградской битвы — усташи распевали:
10. Наконец, усташеское государство — единственное, которое пережило крах нацизма и возродилось. Современная Хорватия живет в тех же границах и под тем же флагом, большинство зверств против сербов и мусульман в девяностые — совершили внуки и правнуки тех кто зверствовал в сороковые. Усташи и их последователи — существуют и поныне.
Почему же усташи творили то, что творили? И с такой жестокостью?
Усташи в отличие от нацистов понимали, что они меньшинство. Они не представляют хорватский народ. Большинство народа не разделяет их идеалов независимой Хорватии, многие их ненавидят. Интеллигенция готова договариваться с сербами.
Усташи представляли собой низы хорватского общества, которые никто не слышал и не принимал в расчет. Это были (словами Джиласа) неудавшиеся конторские служащие, парикмахеры, официанты, великовозрастные балбесы, изгнанные из учебных заведений, и деревенские дебоширы. У них не было особой идеологии, их идентичностью было католичество. Сербов они воспринимали как конкурентов на рынке труда, земли и прочего. Всю их идеологию можно уместить в слова Тараса Шевченко «В своем доме все свое — и правда, и сила, и воля.»