Проиграли даже те, кто действовал из корыстных соображений. Хотя некоторые бамовцы остались в Сибири, большинство вернулось в Европейскую Россию и обнаружило, что не может воспользоваться обещанными дополнительным льготами. Многие сертификаты на машины и квартиры оказались ничего не стоящими бумажками, поскольку власти осознали, что выпустили их слишком много и их не на что выкупить обратно. В результате разразился скандал, отголоски которого были слышны и в постсоветскую эпоху, когда обманутые люди выходили на митинги и манифестации.
Единственным положительным моментом во всей этой жуткой истории является то, что усилия строителей БАМа все-таки не пропали даром. После забвения, наступившего в горбачевскую эпоху и затронувшего первые годы посткоммунистического периода, БАМ снова стал объектом значительных инвестиций в надежде, что линия в конце концов начнет выполнять важные экономические задачи. В частности, в декабре 2012 года открылся новый четырехкилометровый однопутный Кузнецовский туннель, пущенный в обход старого и позволяющий миновать несколько поворотов, благодаря которому доступ к порту в Советской Гавани стал намного удобней. В старом туннеле были сложные спуски и подъемы, и новый туннель позволил справиться с возникавшими из-за этого заторами, но высокая стоимость новой линии — почти два миллиарда долларов США, куда входит и прокладка нового пути протяженностью всего 19,3 км — свидетельствует о том, как дорого строить инфраструктуру в этой отдаленной части Сибири, не имея источника дешевой или бесплатной рабочей силы.
Поводом к осуществлению этого инвестиционного проекта, первого из нескольких запланированных, стало активное освоение месторождений полезных ископаемых в районе БАМа благодаря высоким мировым ценам на нефть. Как следствие, линия снова стала востребованной. Кроме того, РЖД всеми силами стараются продвигать магистраль, о чем свидетельствует рекламная статья на сайте[182], и даже ведутся разговоры о том, чтобы вернуться к идее строительства туннельного перехода на остров Сахалин, хотя при наличии технической возможности прокладки подводного туннеля его стоимость будет непомерна высока. Возможно, что объемы перевозок на двух конечных отрезках БАМа в конце концов позволят говорить о целесообразности их строительства (если, конечно, не принимать во внимание ущерб окружающей среде и высокую стоимость работ). Но вот оправдать колоссальные затраты на основной участок магистрали, который до сих пор остается однопутным и не электрифицированным, вряд ли когда-то удастся.
Наметился и некоторый прогресс в области охраны окружающей среды. Ведутся значительные работы по сокращению ущерба, нанесенного строительством БАМа.
Например, после того как многие близлежащие предприятия были ликвидированы или переведены на закрытую систему очистки, качество воды в озере Байкал снова начало улучшаться. Больше внимания стало уделяться и проблеме возникновения пожаров в прилегающих к БАМу районах.