Несколько примеров вроде бы любви, но также на иной основе, были описаны еще З.Фрейдом в его известной статье «Об особом выборе объекта у мужчины»: «1. Сущность его состоит в том, что лица, о которых идет речь, никогда не избирают объектом своей любви свободную женщину, а непременно такую, на которую предъявляет права другой мужчина: супруг, жених или друг. Это условие оказывается в некоторых случаях настолько роковым, что на женщину сначала не обращают никакого внимания или она даже отвергается до тех пор, пока она никому не принадлежит; но человек такого типа влюбляется тот час же в ту самую женщину, как только она вступит в одно из указанных отношений к какому-либо другому мужчине.
2. Второе условие состоит в том, что чистая, вне всяких подозрений женщина никогда не является достаточно привлекательной, чтобы стать объектом любви, привлекает же в половом отношении только женщина, внушающая подозрение, — верность и порядочность которой вызывают сомнения.
4. Более всего поражает наблюдателя … тенденция спасать возлюбленную. Мужчина убежден, что возлюбленная нуждается в нем, что без него она может потерять всякую нравственную опору и быстро опуститься до низкого уровня. Он ее спасает тем, что не оставляет ее. В некоторых случаях намерение спасти может быть оправдано ссылкой на половую неустойчивость и сомнительное общественное положение возлюбленной; но оно проявляется так же определенно и там, где ссылка на действительное положение вещей не имеет места»{26}.
Анализируя эти виды отношений, Фрейд приходит к выводу, что «они происходит от детской фиксации нежности на матери и представляют из себя одно из последствий этой фиксации. У людей такого типа … влечение к матери и после наступления половой зрелости имело место так долго, что у выбранных ими позже объектов любви оказываются ясно выраженные материнские признаки и в них легко узнать замену матери»{27}.
Знатоки психоанализа, разумеется, сразу же заметят, что и эротический перенос, и мазохизм, и описанный Фрейдом механизм фиксации на матери имеют, в конечном счете, сексуальное происхождение, любовь — тоже, а потому непонятно где различие между ними. Тем не менее, принципиальное различие все же имеется, причем именно с точки зрения психоанализа.
Фрейд учит, что в своем половом развитии человек проходит несколько стадий и в большинстве случаев приходит к нормальному итогу: генитальная фаза с фиксацией на противоположном поле. Действием морали, воспитания это влечение направляется не просто на противоположный пол, а на единственное лицо. Так получается «романная» половая любовь.
Всякого рода неврозы и отклонения связаны с изменением целей или объектов влечения либо с фиксацией на инфантильных объектах — как в вышеприведенном примере Фрейда. Таким образом, в излагаемой далее теории любви объект изучения — человек с нормальным половым развитием. И не надо объединять его влечение с теми влечениями, которые кормят психотерапевтов и психоаналитиков и заслуживают отдельного изучения и отдельных книг.
Отношения, похожие на «романную любовь», могут возникать не только на сексуальной основе. О них — немного дальше: это любовь «по книжке» и куртуазная рыцарская любовь. Их тоже надо изучать раздельно.