Я думаю, я закончу фразой: «Не ожидайте, что что-то изменится радикально после вашей эмиграции – все останется примерно так же, как у вас было до этого». То есть, если вы мыслили позитивно до этого, находясь в России, то вы продолжите мыслить позитивно. Если вы считали, находясь в России, в Казахстане, в Украине, что все вокруг враги, что все вокруг гадят, обманывают, то абсолютно то же самое переедет вместе с вами в новую страну. Чудес не бывает, и никакого прогресса у вас не будет (смеется).
Если человек мыслит негативно и ищет постоянно негативное для того, чтобы не сделать какие-то там выводы объективные, а попричитать, то то же самое и останется. Поэтому, меняйтесь к лучшему.
19 декабря 2015 года
12. Интервью с Алексом, г. Фюрт
Из всей Европы жалуют Германию. По крайней мере, для айтишников это место, где лучше всего жить. Ну, и не только для айтишников, наверное, вообще для инженерных специальностей. Здесь можно лучше всего зарабатывать и жить.
– Меня зовут Алекс. Мне на днях исполнилось 36 лет. Я родился в Волгограде, правда, рос в разных местах большой страны. Но, в конце концов, закончил школу тоже в Волгограде. Это длинная и смешная история. Эта история достойна еще часа-полутора рассуждений (смеется).
Я учился в Волгоградском политехе – Волгоградский государственный технический университет. Я учился в Питере в Военной инженерно-космической академии имени Можайского. И потом я учился, тоже в Питере в Университете аэрокосмического приборостроения. Мой путь к образованию был долог и тернист. У меня только одно образование (смеется), это я так, скакал туда-сюда. Переводился.
Работал я уже только на последнем курсе. А начал работать в 2000 году. Я работал в фирме, было здорово, но не платили денег. Потом перешел в другую (смеется). Как раз был «обвал доткомов». Не очень было приятное время, когда бедному студенту, который работает, ничего не платят. Обещали, что заплатят, не только мне (смеется). Ну, в общем, работал по чуть-чуть, учился по чуть-чуть, с грехом пополам. Ну, как-то справился.
В 2002 году переехал в Германию. На самом деле тут моей заслуги совершенно нет. В этом заключается, наверное, самое неинтересное в моей истории, что в этом никакой моей заслуги нет. Это совершенно случайно так получилось.
В фирме, где я работал, мы работали уже тогда на SAP. То есть мы были по сути аутсорсинговое бюро. Все это организовал один немец. Тогда это был Siemens Business Services Russia. Если сократить всю эту историю, тоже очень длинную и интересную, то по большому счету работодатель мне так говорит, ну, не только мне, а еще (пауза) около двадцати-тридцати человек там было.
Он говорит: «Ребята, а знаете что, надо бы эту работу, которую вы сейчас делаете, чтобы ее продолжать делать, нужно переехать в Германию, хотя бы на время».
Сначала речь шла на полгода. Но я думаю, что это было не совсем искренне, что это надо всего на полгода. Скорее было так, что ребята, надо на полгода минимум. То есть, кто захочет – обратно потом переедет. Я-то думал, поеду года на два-три. Но, потом, когда я приехал, стало более-менее понятно, что здесь, похоже, и не полгода минимум, и вообще, никто нас отсюда пока не выгоняет, поэтому будем тут жить, пока не надоест. Меня спрашивали, собираешься ли вернуться в Россию, я говорил: «А смысл?».