Подземные ходы обеспечивают сообщение между укреплениями. В нижних этажах, находящихся глубоко под землей, имеются запасы боеприпасов и продуктов питания. В каждом укреплении есть колодец и запас воды. Вентиляция постоянно дает свежий воздух. Поэтому в укреплении, даже окруженном противником со всех сторон, можно долго сопротивляться.
Не разрушив железобетонных укреплений, почти невозможно пробиться между ними.
А разрушить их могут лишь снаряды самых крупных калибров. Да и то не сразу: очень нелегко обнаружить тщательно замаскированное долговременное оборонительное сооружение. А пока оно не обнаружено, его нельзя разрушить; стрельба наудачу бессмысленна. И вот начинается кропотливая работа артиллерийской разведки. Прежде всего–фотографируют укрепленный район с воздуха. Но и на аэрофотоснимке хорошо замаскированные долговременные сооружения не видны; лишь самые опытные дешифровщики распознают их на снимках по косвенным признакам: на аэрофотоснимках можно различить просеки, сделанные в лесу для наблюдения и обстрела, очертания проволочных заграждений, противотанковые рвы и надолбы, протоптанные тропинки. Дешифровщик обводит кружком на аэрофотоснимке поляну, ничем не примечательную на первый взгляд, или группу деревьев и надписывает: "ДОС". Это означает: долговременное оборонительное сооружение.
Но расшифровка аэрофотоснимка – это только первый шаг. Теперь надо найти это сооружение на местности и (проверить предположение дешифровщика.
С фронта чаще всего не видно такого укрепления: оно скрыто расположенной впереди рощей (рис. 374). Надо расчистить рощу, срубить ее,, чтобы она не мешала обзору. Но ведь пробраться в эту рощу невозможно – мешает огонь обороны. В роли лесоруба выступает тяжелая батарея. Установив взрыватели своих гранат на осколочное действие, она начинает расчистку рощи. Зубчатые, словно пилы, осколки тяжелых гранат начисто срезают ветви, сучья и даже стволы деревьев; силы взрыва тяжелого снаряда достаточно, чтобы с корнем вырвать старую сосну, ель или дуб.
Рис. 374. Сначала видна лишь обычная "мирная" роща
Проходит несколько часов – и на месте рощи остаются обломки древесных стволов и сучья, а среди изрытого воронками поля только кое–где торчат голые сломанные стволы. Теперь артиллеристам виден холм, иной раз с деревянными постройками (рис. 375). Но что это – укрепление или естественная возвышенность? Только после "вскрытия" можно с уверенностью ответить на этот вопрос.
"Вскрытием" сооружения занимаются те же артиллеристы. Вокруг холма и на его вершине рвутся снаряды тяжелых гаубиц. Теперь их взрыватели установлены на фугасное действие. При каждом разрыве, выбрасывается фонтан земли.
Рис. 375. Когда роща срезана артиллерийским огнем, виден холм с деревянными постройками
Если холм в самом деле является укреплением, разрывы фугасных гранат сорвут с него маскировочную сеть, разрушат постройки – сараи, домики, воздвигнутые для маскировки, – разбросают подушку из камня и земли, прикрывающую укрепление спереди.
Наконец, сооружение "вскрыто": то, что недавно казалось холмом с обычными деревянными постройками, принимает грозные очертания бетонных казематов с броневыми куполами для наблюдения, вращающимися стальными орудийными и пулеметными башнями (рис. 376).