×
Traktatov.net » Психология лидера » Читать онлайн
Страница 48 из 146 Настройки

Справедливость – это исключительно природный вопрос. Например, в фильме «Уолл-Стрит»[48] именно отец разрушает сына, настаивая на справедливости, то есть на логике чувств, несовместимой с логикой дел. Отец не понимает, что своей отсталостью, своей неполноценностью разрушает сына, разрушает дело, богатство, фабрику, спасая только свою болезнь и право служить полицейскому государству. Мы должны научиться оценивать все по результатам, потому что они открывают истину. Принципы должны быть гибкими. Жизнь, бытие измеряются результатами, а не принципами.

Лидер – побеждающее чудо жизни, поэтому он должен стать умелым, опытным и проницательным. Он должен профессионально зрело противостоять давлению стереотипов и общественных институтов, этих автономных убийц.

Лидер должен уметь поддерживать многое для достижения собственного эгоизма, порождающего некую функцию жизни. Лидер щедр к жизни, а она щедра к нему. Великие всегда шли против правил. Начиная с Христа, Сократа, Юлия Цезаря, Наполеона – все противодействовали существующему порядку, меняя в лучшую сторону весь контекст правил. Надо суметь понять эту игру. Есть две морали: одна – внутренняя, то есть согласие с жизнью, глубокие, честные, откровенные отношения. Их ни в коем случае нельзя предавать, это – внутренние ценности. А есть еще и внешняя мораль, которая является всего лишь техникой.

Система побеждает массу, но не героев, сильных лидеров: их она одолеть не может. Сократ выпил сок цикуты потому, что к тому времени устал. Иногда в жизни наступает момент, когда многое уже сделано, поэтому смерть необходима, чтобы всецело раствориться в трансцендентности. Тот, кто, совершенствуясь, реализует себя, приходит к пониманию смерти как величайшего из благ, дарованных человеку. Для всех смерть – трагический конец, для великого человека – возрождение. Если игра жизни успешна, пунктом назначения может стать и старость, когда способности и восприятие трансформируются, вкусы приобретают утонченность, рафинируется удовольствие, меняется сама Вселенная[49].

6.9. Критерий пропорционального разума

Понятие двойной морали может быть воспринято вами как способность к взаимодействию для реализации некоей солипсической цели, соответствующей каким-то экстремально выраженным интересам. Но я определяю это понятие как два образа поведения, поскольку субъект, пользующийся двумя принципами, разрушается, гибнет, неизбежно вступая в конфликт, поэтому принцип всегда должен быть один. Другими словами, умение воздавать «кесарю – кесарево, а Богу – Богово». Как нельзя служить двум хозяевам, так нельзя руководствоваться двумя принципами. Принцип должен быть только один: обществу давать то, что нужно обществу, а себе – только то неповторимое, что является твоим. Реализовать один принцип двумя путями – значит использовать критерий рациональности, критерий пропорции, меры, вытекающей из контекста, который состоит из объектов, индивидов, ситуаций, выбирая из множества вариантов самый результативный, то есть использовать критерий пропорций как в ключе онто Ин-се, так и в ключе адаптации к общественной системе. Субъект должен научиться оперировать двумя образами, на двух языках, чтобы адаптировать критерий ума к соразмерности контекста. Если контекст меняется, необходимо изменить и критерий соразмерности. Существуют критерий пропорции для онто Ин-се и критерий пропорции для монитора отклонения, который структурирует все общество.