– Тойон Аргас…
Услышав такое торжественное произношение своего имени, старик чуть было не вскочил с места, но, увидев, что хан продолжает прихлебывать суп, сел обратно.
– Тойон Аргас… Нам с тобой уже много лет. А с возрастом, оказывается, взгляд человека на жизнь, на многие вещи постепенно меняется. В последние годы я постарался расставить своих сыновей на разных направлениях, исходя из их способностей и учитывая характеры. Вроде до поры до времени нашли свои места. А теперь внуков в твои руки вручаю…
– Да-да, есть молодцы! – при воспоминаниях о своих маленьких воспитанниках у старика посветлело лицо. – Пока их пятеро, от Джучи и Чагатая по два, от Угэдэя – один.
Мало кто выдержал бы возню с маленькими детьми так, как этот старик. С таким интересом и любовью он наблюдает пристально за повадками, развитием характера маленьких человечков, удивительно, как он умеет не упустить ни одного момента и помнит все до мелочей, пока не посчитает, что мальчик превратился в мужчину. Потому и все его прогнозы, определения обязательно оказываются правдивыми.
– Ну? – хану не терпелось услышать оценку о своих маленьких внуках.
– Слишком еще малы, пока рано что-то говорить определенно… Неизвестно еще, под какое влияние попадут, в какую сторону и как начнут развиваться. Сила, уровень любого тойона определяется тем, каких людей он выберет своим окружением, кого к себе приблизит. Только тот, кто умеет отбирать и собирать вокруг себя выдающихся личностей, а неспособных отделять, становится великим правителем.
– Правильно говоришь. Вот бы детей этому научить.
– Кто знает… Мне кажется, этому невозможно научить…
– Почему?
– Потому, что это врожденные данные. Если с умыслом наблюдать, они выявляются постепенно. Нужно смотреть, с какими детьми он предпочитает играть, с кем ладит. Ребенок, в основном, выбирает равных себе. Некоторые, подобно Джучи, объединяют самых лучших. Другие же, вместо того, чтобы водиться с лучшими, начинают соперничать с ними, ссориться, как Чагатай.
Хан воскликнул с улыбкой:
– А почему ты ничего про внуков не говоришь? Или они все одинаковые?
– Да нет, как они могут быть одинаковыми? Я выделяю второго сына Джучи Батыя и Гуйука – сына Угэдэя. Можно без сомнений надеяться, что из них вырастут настоящие вожди, способные возглавить людей.
– Хорошо! Мне приятно слышать от тебя такое, ведь это меня очень волнует, – хан радостно улыбнулся. – С некоторых пор я все больше думаю не о своем будущем, а о том, как же поведут себя, как будут руководить мои последователи. Если в моем будущем все четко, ясно и прямо, то дальнейшее без меня смутно, путано, ничего невозможно предположить…
– Что ты так, не надо… Мало найдется правителей, столь богатых достойными потомками. Могу в чем-то ошибиться. А уж в молодежи не ошибаюсь, – Аргас громко воскликнул. – Видимо, ты как-то сомневаешься, не удовлетворен, глядя на них сегодняшних. Наверное, думаешь, что слабые, хилые, поверхностные. На самом же деле, сыновья до сих пор еще не вылетели из-под твоего крыла. Потом наберутся сил, вырастут, окрепнут, как деревья в лесу, и нрав их улучшится.