* Simon Baron-Cohen, The Essential Difference (New York: Basic Books, 2003), 2–6.
** Там же, 29–33, 47–56, 83.
Под началом Мэг Уитмен трудится более 9000 человек. Компания обслуживает свыше 150 млн клиентов. Мэг «руководит не понукая, приказывает не принуждая и командует не подавляя», – пишет Уильям Мейерс на сайте USNews.com[24]. Ему вторит предприниматель Боб Кагль, говоря, что Мэг умеет представить клиентам и эмоциональную, и рациональную сторону бренда. Она внимательно слушает собеседника, при этом сама обладает острым умом и чрезвычайно компетентна[25]. Такое сочетание качеств за редчайшими исключениями нетипично для мужчин. Многие эксперты считают, что будущее менеджмента за «андрогинным» стилем руководства (как будущее транспорта – за гибридными средствами передвижения).
Способны ли альфочки нейтрализовать отрицательные качества альфа-лидеров мужского пола? Безусловно. Но у них тоже есть проблемы. Эмоциональная культура – большой плюс, но и она создает трудности. Поиск консенсуса требует времени и часто заводит в тупик, а это дорого обходится. В своем стремлении никого не задеть и не обидеть вы можете начать отдавать указания в такой деликатной форме, что никто не поймет, чего вы, собственно, хотите и что на самом деле думаете. Вежливые распоряжения могут быть приняты за пожелания, а критические замечания – за добрый совет. Кроме того, мягкие руководители часто душат здоровую конкуренцию и продуктивные дискуссии, лишая организацию полезного инструмента управления.
Такое достоинство, как деликатность, иногда превращается в недостаток еще и потому, что из-за нее женщин считают чересчур эмоциональными. Джойс Расселл – директор по операциям крупного кадрового агентства Adecco Group North America. Будучи по природе человеком темпераментным и склонным к бурным проявлениям эмоций, она – талантливый и влюбленный в свое дело руководитель, умеющий ладить с людьми. Джойс считает, что именно деликатность помогла ей стать хорошим руководителем. Однако многие мужчины считают ее слишком «белой и пушистой».
Рэй Роу, генеральный директор Adecco Group North America, приложил немало усилий для того, чтобы Джойс заняла эту должность. Более того, он намерен сделать ее своим преемником. «Это лучший руководитель из всех, с кем мне довелось работать, – говорит он. – Но из-за мягкого стиля не все воспринимают ее всерьез». На самом деле Джойс вовсе не такая «белая и пушистая», – она умеет быть твердой как кремень и резкой как удар кнута. «Чтобы добиться результата, приходится быть жесткой, но при этом не вызывать у людей неприязни», – говорит она. Джойс постоянно работает над собой, например, теперь она начинает презентации, обращаясь не к людям, а к цифрам, и говорит без обиняков, не задевая, однако, самолюбия подчиненных.
В целом именно те особенности, которые мы связываем с мужественностью, то есть рационализм, жесткость и физическая сила, в прошлом делали мужчин лидерами. Но время диктует свои законы. Оно покажет, сумеют ли женщины сделать «лицо менеджмента» более женственным или «возмужают» сами. Ясно одно: главное – гармония между мужским и женским началом, и стремиться к ней должны и компании, и отдельные подразделения, и, наконец, каждый альфа-лидер.