— Я вас без багажного билета не посажу, — включилась в разговор контролер, сидевшая в кассе.
Багажный билет стоил почти как проезд пассажира. Я счел это несправедливым и не стал его брать. Конечно, если промерить рулеткой и сложить длину всех сторон багажа, нужен багажный билет. Правила есть правила. Но это не закон, и правила можно обойти. С пассажирским билетом я вышел на пустынный перрон автовокзала. Урча и фыркая, подкатила «газель», и началась посадка. Контролер преградила мне путь в салон.
— Оплачивайте багаж.
Я не стал спорить и дождался, когда подойдет водитель.
— Что случилось? — осведомился он.
— Багаж не оплачен, — пожаловалась контролер, показав на меня.
— Билет есть? — строго спросил шофер.
— Есть, — показал я распечатанный чек. — Багаж могу и на коленях провезти, невелика ноша.
— Если билет есть, пусть едет, — дал добро водитель. — Меня все равно не проверяют.
Контролер пожала плечами и отступила. Я разместился в полупустом салоне на заднем сиденье. Водитель «газели» оказался мудрее. Если бы он отказался меня везти из-за неоплаченного багажа, я бы сдал билет и добрался автостопом, сэкономив на проезде.
Водитель торопился, поэтому до Екатеринбурга мы добрались быстро. Потолкавшись в утренних заторах на подъезде к городу, «газель» прибыла на Северный автовокзал, который расположен по соседству с железнодорожным, что удобно для пересадки.
Екатеринбург — Красноуфимск
В пригородной кассе билет мне продали только до Дружинино. «Дальше Горьковская железная дорога начинается, — объяснила кассир. — У контролеров возьмете билет, в поезде».
При посадке в электричку пассажиров на платформе ждал перронный контроль. У каждого вагона стояли два человека и проверяли билеты. Затем, когда электричка тронулась и проехала платформы ВИЗ и Электродепо, прошли контролеры и еще раз проверили билеты. Примерно через полчаса хода вагон опять подвергся проверке. После билеты проверили еще три раза. «„Контры“ больше, чем пассажиров», — пошутил помощник машиниста, проходящий по вагону во время очередной проверки.
В Дружинино лил дождь. Электричка не доехала 100 метров до вокзала и остановилась в тупике. Пассажирам пришлось бежать по лужам через весь перрон к вокзалу, в укрытие. По громкоговорителю объявили посадку на электричку до Красноуфимска. Действительно, с противоположной стороны вокзала уже стояла новенькая ЭД9М. Пассажиры собрались у дверей электропоезда и мокли под дождем. Двери были закрыты. Раздавалось тихое шипение сжатого воздуха из-под вагонов. Кто-то не вытерпел и стал стучать кулаком по борту вагона. Двери открылись, и пассажиры заполнили вагоны, разложив на багажных полках зонтики и дождевики.
Салон головного вагона электрички был оборудован под люкс: мягкие кресла, оббитые диванным плюшем, много места для ног и по две пары кресел в ряду, как в бизнес-классе самолета. Перед каждым рядом кресел — деревянный столик. Все удовольствие — по цене обычного билета на электричку, без доплаты. Коммунизм! Пассажиры, приятно удивленные шиком салона, рассаживались в кресла, ощупывая плюш и поглаживая канты столов.