×
Traktatov.net » Степан Бандера. «Икона» украинского национализма » Читать онлайн
Страница 67 из 135 Настройки

Этот план срывает последний флёр независимости и идейности с националистов. Кстати, аналогичные документы-соглашения подписывали с гитлеровцами и бандеровцы, и мельниковцы».

Известно, что сам Боровец в конце ноября 1943 года прибыл в Ровно на переговоры с немцами, а уже оттуда был отправлен в Варшаву и затем в Берлин. Часть его отрядов была разоружена частями УПА, а их командиры были уничтожены службой безопасности ОУН (б). Тем не менее Боровец спокойно доживал свою жизнь в Канаде и умер в Торонто в 1981 году.

Стоит отметить, что советские спецслужбы достаточно активно собирали всю возможную информацию про УПА. Их интересовало абсолютно всё. Так, в одном из документов подчёркивается: «Основное ядро командного и рядового состава УПА составляют кадры оуновских нелегалов из числа буржуазной городской и сельской интеллигенции и идущей за ней молодёжи…

Командный состав от командиров сотен и выше назначается краевыми проводами ОУН из активных оуновцев, преимущественно галичан. Назначать на командные должности УПА волынцев ОУН зачастую избегает, считая их менее надёжными.

(…) установлено, что в лесах Стыдинского и Степаньского районов (вблизи Костополя Ровенской области) находятся офицерская школа, возглавляемая бывшим полковником царской армии Гончаренко и инженерно-сапёрная школа под начальством некоего Горностая (оуновская кличка).

Кроме того, по требующим проверки данным, подготовка командных кадров УПА проводится украинскими националистами при помощи англичан в Канаде, где организованы летние и другие школы.

Кроме оуновских нелегалов, составляющих основной костяк УПА, ОУН широко использовала для пополнения рядов УПА созданную немцами в начале оккупации Украины так называемую украинскую полицию.

Известно, что бандеровцы в практике своей работы уделяли большое внимание насыщению местной украинской полиции своими националистическими кадрами, которые при формировании УПА по указанию ОУН бежали из полиции с имевшимся у них оружием и вступали в УПА. Такие факты, в частности, были зарегистрированы на Волыни и в Полесье.

Для пополнения рядов УПА в сентябре 1943 года Главным командованием УПА в захваченных ею районах Волыни и Полесья были проведены «мобилизация» мужского населения и увод его в леса, в банды УПА.

Вследствие того, что в ряде мест значительная часть населения пыталась уклониться от «мобилизации», оуновцы применяли террористические меры к семьям и родственникам уклоняющихся.

По добытым данным и показаниям захваченных участников УПА, в некоторых подразделениях УПА и особенно в подразделениях Северной группы УПА «мобилизованные» составляют 60%.

«Мобилизованная» часть личного состава УПА в боевых столкновениях является неустойчивой. Большинство лиц из этой категории стремится, при удобном случае, бежать из УПА…

Часть дезертирующих из УПА одиночками, группами и целыми подразделениями переходят с оружием к партизанам, а часть уходят в леса и, оставаясь на освобождённой территории, продолжают скрываться в лесах, боясь репрессий со стороны органов советской власти» (ЦА ФСБ РФ. Ф. 100. Оп. 11. Д. 7).