И прежде всего по этой причине в феврале 1943 года в с. Тернобежье Олевского района Львовской области на III конференции ОУН принимается решение об активизации деятельности и начале вооружённой борьбы. Были оговорены и её цели: «…а) оторвать от влияния Москвы те элементы украинского народа, которые ищут защиту от грозы со стороны немецкого оккупанта; б) демаскировать московский большевизм, который свои империалистические намерения и далее угнетать Украину прикрывает лозунгами защиты украинского народа и других угнетённых народов от немецкого оккупанта; в) добыть для украинского народа и для национально-освободительной борьбы независимую позицию на внешнеполитической арене».
В отсутствие Бандеры ОУН (б) руководил Николай Лебедь. Сам он, несмотря на принятые решения конференции, считал начало вооружённого выступления преждевременным. И только по причине неготовности подполья. Не хватало командных кадров и оружия. И если руководитель ОУН в Галиции М. Степняк призывал к развёртыванию широкого вооружённого восстания против немцев, то Роман Шухевич предлагал основную борьбу направить против советских партизан и поляков. Его-то и поддержали собравшиеся большинством голосов.
Стоит отметить, что в период дебатов, а именно 22 февраля состоялась встреча представителей ОУН (б) с Тарасом Боровцом, который уже командовал в некотором роде УПА. Но попытки договорится о совместной деятельности не увенчались успехом. Ничего существенного не принесла и вторая встреча с ним, состоявшаяся 9 апреля.
Боровец был категоричен в двух пунктах: он не желал принимать диктат Бандеры и планируемые ОУН (б) акции против польского населения.
Процесс создания УПА чётко прослеживается и на страницах недавно рассекреченных документов, хранящихся в архивах ФСБ. Так, в одном из них говорится: «Выступление против немцев оуновского актива имело место и в других местах, в результате чего в конце 1941 и в начале 1942 гг. оуновский актив стали подвергать под различным предлогом аресту, ликвидации на местах, особенно в областях, украинскую административную власть.
В этот период подвергались аресту только бандеровцы, мельниковцев немцев не трогали. Оставшиеся ещё на своих постах в административном аппарате бандеровцы получили приказ Краевого провода начать подготовительную работу для перехода в подполье. Находившиеся уже к этому времени в подполье бандеровцы налаживали связь подполья и выискивали места укрытия для других членов ОУН.
Кроме этих мероприятий, бандеровцы усилили вооружение и боевую подготовку украинской полиции и приступили к организации по сёлам «боивок», которые вначале несли охранную службу. В связи с тем, что среди националистической части населения стала ускользать перспектива создания «самостоятельной» Украины, издевательства немцев над населением усиливали в широких массах украинского народа враждебность к немцам, последние стали перед угрозой, что население, способное носить оружие, пойдёт в партизаны и будет вести активные боевые действия в их тылу.
К этому времени, в частности в Ровенской области, оперировали ряд больших партизанских отрядов. Всё это было предвестником крупных антигерманских выступлений широких масс украинского населения. Немцы стали искать выход из создавшегося положения. Нужно было у националистически настроенной части населения поддержать перспективу возможного существования «самостийной» Украины, а также отвести от себя удар выступления широких масс украинского населения.