×
Traktatov.net » Роль инвестиционной функции финансов домохозяйств в инновационных основах устойчивого развития экономики Российской Федерации » Читать онлайн
Страница 34 из 76 Настройки

Инвестиционный потенциал домохозяйств проявляется и в структуре потребительских расходов. Хотя эффекты здесь не однозначны, о чем говорилось выше. В челом тенденция такова: снижаются различия в объеме расходов на продукты питания между типами домохозяйств, одновременно растет разрыв между этими же типами домохозяйств по показателю расходов на непродовольственные товары [44. с. 29]. Обобщающими характеристиками здесь являются следующее утверждение: в домохозяйствах с низкими доходами расходы на питание составляют 73 % расходов на приобретение товаров, в домохозяйствах с высоким доходом – 31 % [44. с. 31].

В анализе инвестиционного потенциала особую проблему составляет учет «ненаблюдаемых» факторов, назовем лишь самые «безобидные»: неформальная занятость, неформальные платежи. По экспертным оценкам, неофициальные выплаты имеют широкий спектр применения, распространяются на и сферу услуг, ремонтные и строительные работы, медицинские и образовательные услуги и т. п.

Другой тревожной тенденцией является сокращение удельного веса предпринимательских доходов в структуре доходов домохозяйств. Согласно принятой методике, к ним относятся доходы от бизнеса, не вызывающие сокращение накопленного имущества (богатства). Организованная и неорганизованная предпринимательская деятельность характеризует частный бизнес на уровне домохозяйств. Организованные формы представлены малыми и средними предприятиями. Количество этих предприятий является своеобразным показателей предпринимательской активности домохозяйств, обеспечивая самозанятость, сглаживая различия в доходах, способствуя формированию среднего класса. К нему формально относятся лица, среднедушевой доход которых более шести прожиточных минимумов, обладающие некоторыми материальными благами (автомобилем), имеющие банковские сбережения и выезжающие на отдых за рубеж [25].

По прогнозам, доля среднего класса должна повыситься до 50–55 % в 2020 г. по сценарию инновационного развития России. В случае инерционного сценария этот показатель составит 30–35 % [272].

В современных условиях России государством, по крайней мере, декларативно поощряются вариативность занятости и развитие предпринимательской инициативы. Здесь становятся важными особенности развития малого бизнеса, который в развитых странах непосредственно участвует в формировании ВВП на уровне 50–60 % и выше [36, с. 14]. Например, в Италии он составляет 73 %, в Японии – 70 %. Другими характеристиками роли малых предприятий в современных развитых экономиках являются: количество малых предприятий на тысячу жителей, доля занятых в сфере малого бизнеса. Проиллюстрируем эти показатели: на тысячу жителей в США приходится 74 малых предприятий, в Европе – 45, в России – 6. Доля занятого населения в малом бизнесе в Европе составляет 70 %, в России -16 % [35].

Показатели развития малого бизнеса в России нестабильны и в целом доля малых предприятий в ВВП – 10–12 %.

Потенциал малого бизнеса позволяет расти финансовым возможностям домохозяйств, однако совокупный эффект проявляется и в масштабах общества [184; 117, с. 102]: