Филандер задумчиво пил капучино.
— Деньги можно украсть только в одном месте. В крупной билетной кассе. Но вам понадобится двое или трое сообщников. Придется ворваться туда с оружием, в масках, и ограбить кассу.
— Других возможностей нет?
— Если нужна крупная сумма — нет.
Яуберт вздохнул.
— Хотите еще капучино?
— Разве мы не закончили?
Он и сам не знал, можно ли спросить о чем-нибудь еще. Обдумал все, что сообщил ему Филандер. Ах, вот что! Непонятной оставалась одна вещь.
— Пожалуйста, скажите, что такое УВР?
— Такая программа. Называется «Управление водительскими рисками».
— Это ведь из-за нее в прошлом году была забастовка?
— Да.
— Не понимаю. Почему надо бастовать из-за какой-то компьютерной программы?
— УВР — не просто компьютерная программа.
— А что же?
— Долго рассказывать.
Яуберт кивнул. Ему некуда было спешить.
Филандер вздохнул:
— Тогда, пожалуй, закажем еще кофе.
101
— Программа предусматривает наличие видеорегистраторов в каждом автобусе.
— Наличие чего?!
— Бортовых самописцев. В 2007 году мистер Экхардт затеял эксперимент. Мы стали первым депо, где руководство внедрило новую систему. Дело в том, что наше депо самое маленькое. И самое лучшее, хотя и нескромно вроде хвалить самих себя. Вот в чем суть нововведения. Во всех автобусах установили бортовые самописцы — видеокамеры. Они установлены у зеркала заднего вида. У них большой угол обзора; камеры могут снимать все, что происходит и впереди и сзади. Естественно, записывается не все подряд, на это никакой емкости не хватит. Камера включена постоянно, но к ней подключен датчик движения. Допустим, если автобус резко тормозит, на диске сохраняется запись того, что происходило за десять-пятнадцать секунд до торможения и еще десять-пятнадцать секунд после. Вы понимаете?
Яуберт сказал, что, кажется, понимает. Но разве автобус не часто тормозит?
— Слушайте, я сказал «тормозит» только для примера. Датчик движения реагирует на все, что связано с силой инерции. Слыхали о перегрузках? Вот об этом и речь. Датчик реагирует на резкое торможение, резкое увеличение скорости. Даже на те случаи, когда водитель слишком быстро проходит поворот…
— Почему?
— А вы подумайте, когда водитель спешит повернуть? Ну?
— Не знаю.
— Когда поворачивает на красный сигнал светофора!
— А-а-а…
— Подходим к самому главному. Когда автобус вечером возвращается в депо, все записи автоматически выгружаются по беспроводной связи в наш сервер. Понимаете, все происходит автоматически, когда автобус въезжает в ворота. А сервер подключен к Интернету, он пересылает клипы в Америку, там штаб-квартира авторов программы. Американцы анализируют записи и возвращают их нам. Потом их отсматривают региональные менеджеры. Записи серьезных происшествий, аварий и прочего сразу попадают также ко мне и мистеру Экхардту.
— Пожалуйста, позвольте мне убедиться, что я все правильно понял, — сказал Яуберт. — Если автобус слишком резко прибавляет скорости или тормозит, все записывает камера, и…
Филандер кивнул:
— Вид спереди, вид сзади. Сразу видно, как вел себя водитель и какова была ситуация на дороге.