– Сними уже маску, я хочу видеть твое лицо, – попросил Никита, сделав заказ.
– А можно? – Я оглянулась на табличку, установленную на видном месте при входе – на столе с коробкой масок и санитайзером для дезинфекции рук.
«Мы вынуждены просить вас надевать маски при входе в наш ресторан. Ее отсутствие на вас стоит половину нашей месячной выручки», – было написано на табличке.
– За столом можно снять, иначе как есть? – Говоров достал смартфон и сфотографировал меня. – Отлично выглядишь, недельный отдых пошел тебе на пользу.
– Не снимай, пожалуйста, – попросила я, покосившись на официанта, который заметно встревожился. – Нас могут принять за сотрудников Роспотребнадзора или другого проверяющего органа. Ты знаешь, что всего одна видеозапись посетителя без маски может обернуться для владельцев заведения штрафом в триста тысяч?
– Еще бы мне об этом не знать! – развеселился Никита. – Мы с коллегами уже две недели ходим по заведениям с проверкой масочно-перчаточного режима. Я прям молодость вспомнил, когда нас, студентов, в патрули ДНД отправляли. Ты помнишь?
– Добровольную народную дружину? – Я, конечно, помнила. – Не очень-то она была добровольной.
– Нас послали – мы пошли, – кивнул Говоров. – Теперь так же. Только нам еще план по штрафам спускают, приходится очень стараться.
– Как это? – не поняла я.
– Ну, как? Лена, ты же не ребенок, должна понимать. – Никита пожал плечами и подвинулся, позволяя официанту поставить перед ним дымящуюся тарелку. – Как в старом мультике говорилось? «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное». Чтобы влупить штраф за нарушение, надо сначала зафиксировать нарушение. Или организовать его!
Говоров засмеялся и взял ложку.
– В смысле – организовать? – Я нахмурилась.
– Так. Ты знаешь, что нынче проверяют и какие нарушения выявляют чаще всего? – Он положил ложку, чтобы освободить руки, и начал рассказывать, загибая пальцы: – Самое распространенное – владелец не дезинфицирует помещения, это раз. Не обеспечил наличие приборов обеззараживания воздуха – это два. Не имеет медицинских масок в достаточном количестве, антисептиков, термометров – три…
– Постой, постой, что значит – в достаточном количестве? Как-то это расплывчато…
– О том и речь! – нисколько не смутился знаток антиковидных правил. – Тут мы сомнения проверяющих трактуем не в пользу проверяемых, естественно. Дальше слушай: не располагает сертификатами на дезинфицирующие средства – это четыре. Не ведет журнал измерения температуры сотрудников – пять. Не промаркировал или неправильно хранил уборочный инвентарь – шесть. Имеет мало средств дезинфекции – семь…
– А мало – это сколько? – Я оглянулась на столик с табличкой и флаконом санитайзера.
– Нет расчетной нормы, так что опять же – на усмотрение проверяющего. – Говоров побил себя в грудь кулаком левой руки, на которой как раз успел загнуть все пальцы. – Дальше, восемь: не организовал входной фильтр. Девять – не проследил, чтобы сотрудники носили маски и перчатки. Десять – не обеспечил соблюдение социальной дистанции…