Пока король делал все это, птичка вырывалась и кричала, пытаясь освободиться, пытаясь улететь, но король ее не отпустил. «Не важно, какой ценой, какими усилиями, – говорил он, – но этой птице нужно придать правильную форму и правильный вид. Эта бедная пташка не знает, как должна выглядеть птица! Кажется, она никогда не смотрелась в зеркало. Разве у птицы могут быть такие крылья и такой клюв?» И вот он подрезал ей крылья и клюв и превратил эту странную птичку в модель совершенной птицы. Затем он сказал: «Теперь, дорогая птица, можешь лететь». Но у нее не было сил лететь. Вскрикнув и скорчившись от боли, она умерла на месте. Это суфийская история.
Эти ученые появились после Кабира. Они хотели подрезать ему крылья, истолковать его, исходя из собственных идей. И именно это они и сделали. Но их Кабир – это мертвый Кабир. Он тщательно отшлифован, но от него осталась одна оболочка. В этом Кабире нет жизни, нет сути. Всякий раз, когда вы делаете слишком много усилий для того, чтобы интеллектуально отшлифовать какую-то вещь, она теряет свой смысл.
Чрезмерно используя интеллект, вы стали безжизненными. Возможно, никого другого вы и не отшлифовали, но вы точно отшлифовали самого себя. У вас есть модель, идеал, и вы пытаетесь ему соответствовать. Нельзя придумать большей глупости, чем эта. Будьте самим собой. Нет ни одного человека, подобного вам. Нет смысла становиться похожим на Будду, на Махавиру или на Кабира, нужно стать самим собой. Когда вы умрете, бог не спросит вас: «Почему ты не стал Кабиром?» Если бы он вообще задавал подобные вопросы, то он задал бы этот вопрос Кабиру, – зачем ему задавать его вам? Он не спросит вас: «Почему ты не стал Махавирой?» Разве у вас есть какие-то обязательства, чтобы стать Махавирой? Если вы отшлифуете себя снаружи, если вы станете похожими на Махавиру, как это делают некоторые джайнские монахи, или похожими на Будду, как это делают некоторые буддийские монахи, тогда вы умрете. Эти подражатели уже мертвы. Ваши так называемые садху и святые подобны трупам, и все потому, что они не пытались стать самими собой, а старались быть похожими на кого-то еще.
Стать самим собой – это очень редкое явление. Ваши крылья – это ваши крылья, нет никакой формулы, определяющей, какими именно они должны быть. Единственное назначение крыльев в том, чтобы они позволяли вам летать. Этого достаточно. Их форма, размер, вид, цвет – правильны, если они позволяют вам лететь. Это крылья, которые делают вас свободными. Они поднимут вас в небо. Загляните внутрь своего сознания и, если вы обнаружите там непроходимый лес, не пугайтесь. И не слушайте советов ума. Он посоветует вам подстричь ваш сад, сделать его чистым и аккуратным. Но аккуратный сад всегда превращается в тюрьму – для свободы нужны бескрайние джунгли. Свобода – это единство всех противоположностей, объединение всех противоположностей.
Никто не сможет правильно понять Кабира. Верующие в бесформенность бога скажут, что он разглагольствует о боге, говоря: «Истинная любовь не умирает никогда». Верующие в то, что бог обладает формой, воскликнут, что за преданный этот Кабир! – он никак не опровергает концепцию бесформенности. Каждый, кто будет пытаться понять Кабира интеллектуально, не сможет с ним согласиться. Но если вы постараетесь его постичь, отложив свой ум в сторону, то непременно увидите в нем великий свет.