Из-за недостатка солдат во время Второй мировой войны на военную службу был призван один очень известный философ. Мобилизация была принудительной, и поэтому ему пришлось отправиться на службу против своей воли. Он был великим философом. Всю свою жизнь он только и делал, что думал и думал, но никогда ничего не применял на практике, он просто думал.
Мир мыслей совершенно отличается от обычного мира, это особый мир. Философия – занятие, приносящее уму чрезвычайное удовольствие. Вы никогда ничего не делаете, поэтому не возникает и сожаления. Если вы помышляете о каком-то грехе, в этом нет ничего плохого, потому что вы никому не причиняете вреда. Если вы размышляете о достойном поступке, это тоже не создает для вас проблемы, так как вы никому не приносите пользы. Вы просто сидите и думаете. Реальное событие происходит только тогда, когда включается действие, – просто думая, ничего сделать нельзя. Философы думают много. Они проводят в раздумьях всю свою жизнь, абсолютно ничего не делая. Вы не найдете среди них ни грешников, ни хороших людей. Они просто стоят на обочине дороги. Философы никуда не идут, они думают. Они никогда не принимают решений.
Этот особенный новобранец был очень известным философом. Генерал, в чьем подчинении он оказался, тоже знал его – он читал его книги. Генерал подумал: «Что взять с этого человека? Прежде чем выстрелить, он тысячу раз подумает. А враг не будет ждать».
И вот философа начали обучать военной дисциплине. Когда впервые раздалась команда «Налево!», все повернулись, но философ остался стоять на месте. Его спросили: «Что случилось?» – «Я не могу ничего сделать, не подумав перед этим, – ответил он. – Когда я слышу „Налево!“, то задаю себе вопрос: „Зачем? Какой смысл? Что случится плохого, если я не повернусь? И какая польза будет от того, если я это сделаю?“»
Если бы каждый солдат задавал подобные вопросы, можете представить, что бы произошло. Но так как этот человек был известным философом, и у генерала не было другого выбора, он решил поручить ему очень мелкое и незначительное дело. Он послал его на кухню.
В первый же день ему вручили блюдо гороха и попросили его перебрать: в одну сторону отложить маленькие горошины, в другую – большие. Через час генерал пришел проверить его работу. Он увидел философа сидящим перед блюдом гороха с закрытыми глазами. Горох лежал нетронутым. Философ думал. Генерал спросил:
– Что ты делаешь?
– Возникла большая проблема, – сказал философ. – Если в одну сторону откладывать большие горошины, а в другую маленькие, то куда девать средние? Нельзя начинать что-либо делать, пока все не предусмотрено.
Ум – это великий философ, он не способен ничего решить. Философы никогда не были способны принимать решения.
Посмотрите на это следующим образом – знание, которое относится к телу, есть наука, знание, которое относится к душе, есть философия, а знание, которое относится к сознанию, есть религия. Наука, без сомнения, пришла к некоторым очень существенным достижениям, ей на самом деле удалось сделать очень много. Религия тоже многого достигла. Но философия не достигла ничего, потому что философия связана с умом. Философы просто продолжают думать, они просто приводят доводы «за» и «против». И этому нет конца. Цепь бесконечна. Вот почему, даже спустя тысячи лет размышлений, философия так и не пришла ни к какому выводу. Не было сделано ни единого заключения. Были вопросы, тысячи вопросов, но ни одного решения.