×
Traktatov.net » Афган, снова Афган… » Читать онлайн
Страница 222 из 258 Настройки

В июне в Кабул прибыла делегация МВД СССР во главе с заместителем министра В.М. Папутиным. В составе делегации были генералы Б. Елисов и В. Волков. Я был подключен к ним как офицер безопасности посольства. Меня и еще двух сотрудников резидентуры раскрыли перед Амином как офицеров разведки.

Дважды он принимал нашу делегацию, обсуждались вопросы сотрудничества и открытия в Кабуле представительства МВД СССР. На этих встречах Амин производил впечатление очень делового и энергичного руководителя. Он внимательно слушал советских представителей, настаивал на скором приезде советников в МВД ДРА и коренной реорганизации этого ведомства.

В августе с той же миссией прибыла делегация КГБ во главе с начальником ПГУ (внешняя разведка) В.А. Крючковым. Делегация жила на территории нашего посольства.

По просьбе афганской стороны в Кабул начали прибывать советники при министерствах ДРА и в аппарате ЦК НДПА. Как правило, это были бывшие ответственные работники союзных и республиканских министерств, чаще всего — из среднеазиатских республик. Предполагалось, что они лучше ориентированы в специфике жизни и национальных проблемах Афганистана…

Время показало, что это совсем не так. Командующий службой безопасности МВД ДРА (активный участник Апрельской революции) М. Тарун говорил мне много раз, что мы не правы, присылая советников из Средней Азии. «Мы знаем, как у вас решается национальный вопрос, — заявлял он. — Было бы полезнее, если бы присылали их из Московской или Тульской областей».

События в апреле 1978 года заставили по-новому посмотреть на вопросы безопасности посольства и других советских представительств. Посольский городок строился в то время, когда жизнь в Кабуле, как и во всем Афганистане, протекала размеренно и спокойно.

По согласованию с А.М. Пузановым в посольстве были приняты меры, необходимость которых давно диктовалась условиями безопасности. Была изменена система охраны периметра посольства, на уязвимых местах установлены телевизионные камеры, начато строительство бомбоубежища и новой генераторной установки.

С Александром Михайловичем у меня с первых дней установились хорошие деловые отношения. Он с пониманием относился ко всем вопросам безопасности, незамедлительно ставил эти проблемы перед Москвой, нам выделялись необходимые финансовые средства и специальная техника.

Еще до моего приезда в Кабул установилась добрая традиция устраивать обеды и « посиделки» по воскресным дням у консула или резидента. Такие неформальные встречи способствовали взаимопониманию представителей различных служб.

Посол любил охоту и слыл заядлым рыбаком. Почти каждую пятницу, если не было неотложных дел, он собирал команду на рыбную ловлю в Наглу. На верхнем и нижнем водохранилище гидростанции всегда был хороший клев. Кстати, как мне рассказывали, в Наглу любил ездить бывший король Захир Шах, там сохранилась его королевская вилла. Александр Михайлович любил рыбачить на плотине, которую обставлял спиннингами.

Обычно посла сопровождали завхоз и шеф протокола (тоже заядлый рыбак). Александр Михайлович никогда не ездил на одной машине — он всегда приглашал либо консула, либо меня. Чаще мы ездили вдвоем с консулом. Мы предпочитали место на спокойной воде нижнего водохранилища, недалеко от поселку советских специалистов.