Само собой, не брезговали они и контрабандой. Целые вереницы биндюг с контрабандными российскими грузами тянулись на особый причал на Фонтане, где корабли приставали заправиться родниковой водой. Именно там долгое время происходил взаимовыгодный обмен «левым» товаром.
Не чурались биндюжники и того, чтобы при отсутствии контракта подрабатывать на погрузке в порту. Благодаря этому название «биндюжник» со временем распространилось и на грузчиков. А учитывая любовь и самих биндюжников и грузчиков к крепким выражениям, не вызывает удивления то, что слово «биндюжник» вскоре начало означать просто «грубиян». Однако произошло это уже в XX веке, когда биндюжники исчезли, уступив место грузовикам.
31 октября (11 ноября) 1854 года.
Санкт-Петербург
Подполковник Смирнов Игорь Васильевич,
заместитель начальника Службы безопасности
Эскадры по контрразведке
– Ты уверен, что это Шендзеляж? – спросил меня Андрей Березин, рассматривая фотографию. Андрей – это начальник СБЭ, ответственный в первую очередь за внешнюю разведку, он же – советник Министерства иностранных дел и доверенное лицо императора. Прямо как Киса Воробьянинов у Ильфа и Петрова. Вот только, в отличие от «Двенадцати стульев», здесь все было по-настоящему.
Интересно, что если в нашем будущем, откуда мы пришли, ФСБ и внешняя разведка – как ГРУ, так и СВР – соперники, то здесь мы очень хорошо и плодотворно работаем вместе и попутно занимаемся модернизацией соответствующих структур Российской империи. Но далеко не все можно поручить этим структурам – как-никак у нас несколько другой опыт, да и техническая оснащенность такая, какая местным и не снилась. К тому же и личные отношения между нами позволяют взаимодействовать со «смежниками» на совсем другом уровне.
До недавнего времени Шендзеляж казался нам не самой значимой фигурой. Да, через него мы вышли на основную британскую шпионскую сеть в Петербурге, но мы не ожидали, что именно он окажется вовлечен в похищение Елизаветы Бирюковой и Федора Филонова. Более того, вскоре после их исчезновения наш друг Зигмунд объявился в Гельсингфорсе, где его видели вместе с Валентином Ивановым – судя по всему, джентльмены решили переключиться на Валю. А после Гельсингфорса Шендзеляжа не видел никто – пока два дня назад он не всплыл, на этот раз в буквальном смысле этого слова – со дна Финского залива. Судя по всему, веревка, которая послужила чем-то вроде «якорной цепи» для упокойничка, подгнила и лопнула, а качающийся на балтийских волнах труп заметил местный рыбак и доставил его в Гельсингфорс.
– Либо он, либо его двойник. Но на фото все особые приметы в наличии.
– И что ты думаешь по этому поводу?
– Интересно вот что. И Шендзеляж, и его люди действовали весьма топорно. А вот похищение Бирюковой и Филонова, судя по всему, прошло без сучка и задоринки. Куда сладкая парочка подевалась и где они сейчас, нам неизвестно. Но либо Филонов мертв – но это вряд ли, не для того его похищали, – либо особой опасности нет, ведь в таком случае Филонов задействовал бы маячок.
Далее. Единственный известный нам участник похищения вскоре погибает, причем будь веревка чуть качественней, мы бы об этом не узнали.