Герасимов отставил тарелку, взялся за чашку с кофе.
– Что вас интересует?
– Что вы обнаружили на дне возле Нан-Мадола?
– Много чего, развалины города, практически скрытые донными отложениями, пирамиды, столбы.
– И статую.
– Да, мы назвали её сестрой славянской богини Лады.
Вербов вспомнил светящуюся статую женщины, найденную в гиперборейском Буфере на дне Северного Ледовитого океана. Ковалёв, эксперт прошлой экспедиции, назвал ее Девой и Макошью. Может быть, и статуя у Нан-Мадола – её же изображение?
– Это интересно! Мы находили такую же статую под Северным полюсом. На какой глубине она расположена у Нан-Мадола?
– Почти на километровой, в окружении зубцов разрушенного кратера.
– Могу предположить, что это был не кратер.
– А что?
– Какое-то сооружение с защитным куполом, которое впоследствии было разрушено. Как вы лично объясняете её происхождение?
– Возраст статуи больше десяти тысяч лет, что позволяет нам сделать предположение о гиперборейских корнях артефакта. Очевидно, что наши древние предки сотни веков назад либо владели этими землями и морями, либо торговали с их жителями.
– Секундочку, я возьму кофе.
– Да ради бога, я никуда не тороплюсь.
Вербов налил себе капучино, взял пару бутербродов с сыром, прислушиваясь к беседе Максима с Ингой.
Говорили о подводных обитателях морских глубин. Лобанов десятки раз опускался на дно озёр и морей в батискафах и батиплавах и хорошо знал океанскую флору и фауну, поэтому Богушанская, несмотря на всю свою подготовку подводного диверсанта, слушала Максима с интересом. Вербов не без ревности подумал, что школьный товарищ вполне может понравиться Инге, не общавшейся с такими знатоками моря.
– А вот ещё скат «электролюкс», – привёл пример Лобанов. – Я встречался с ним в Индийском океане, у него очень причудливая окраска.
– Почему у него такое смешное название? – полюбопытствовала Богушанская. – Электролюкс?
– Потому что он плавает над дном и с силой втягивает в себя ил, чуть ли не как пылесос, вот и получил прозвище.
Вербов спрятал улыбку, подсаживаясь со стаканчиком кофе и бутербродами к Герасимову. Он тоже неплохо знал живность абиссали и морских глубин. Из самых необычных встреч с обитателями морей ему запомнилась встреча с «психоделической» рыбой у островов Индонезии, где он проходил стажировку на военной базе России. Глаза этой рыбы были расположены не по бокам головы, а смотрели вперёд, как у человека, что придавало ей необычное выражение задумчивости. К тому же она не плавала как нормальные рыбы, а подпрыгивала и шаталась, породив множество легенд своим поведением. На Вербова она тоже произвела неизгладимое впечатление.
– Продолжим? – сказал он, начиная завтрак. – Я видел «портрет» объекта, следовавшего за нами. Напоминает водоросль с рогами и хвостом из щупалец. Только длина этой, с позволения сказать, водоросли – полкилометра. Вы с такими НПО не встречались?
– С такими не встречались, но были похожие, тоже довольно крупные, хотя и поменьше размерами.
– Где?
– В Атлантике, в Индийском океане, несколько раз в Тихом, южнее островов Туамоту.