В соответствии с доктриной определялось, что все раны являются первично-инфицированными. Ранняя первичная хирургическая обработка может обеспечить предупреждение инфекционных осложнений. На основании этого установилось единое понимание механизма ранений и особенностей их лечения, а также принципов оказания хирургической помощи. Важнейшим положением была преемственность в лечении раненых на ЭМЭ при ведении единой, четкой медицинской документации (карточки передового района). Необходимость единства взглядов на принципы и методы лечения раненых и больных во время войны связана с тем, что каждый раненый или больной, в отличие от условий мирного времени, является пациентом не одного, а (последовательно) многих врачей. Безусловное соблюдение этими врачами единства, непрерывности и строгой последовательности (преемственности) лечения необходимо, поскольку многие раненые (больные) в процессе лечения проделывают путь от поля боя до глубокого тыла. Реализация положений доктрины обеспечила высокие результаты в лечении раненых и возвращении их в строй.
Одним из ярких представителей организаторов медицинской службы ВС в годы Великой Отечественной войны является Ефим Иванович Смирнов . Он впервые научно сформулировал принципы единой военно-полевой доктрины. На ее основе была разработана и применена на войне четкая система медицинского обеспечения войск действующей армии. Согласно этой доктрине, в действующей армии должны осуществляться централизация медицинских сил и средств в руках вышестоящего медицинского органа, проведение маневра этими силами и средствами, свободными от соблюдения границ армии и фронта, организация специализированной помощи и единый принцип преемственности лечения раненых. Исходя из этой установки, начальники медицинских служб фронтов, армий во время войны имели возможность маневрирования своими силами и средствами, в особенности в период наступательных операций.
В период Великой Отечественной войны впервые в истории отечественной военной медицины организационно оформлялась и была успешно реализована своеобразная, весьма динамичная система медицинского обеспечения партизанских формирований. Эта система была построена на основе всестороннего учета исключительно сложных, разнообразных, а нередко и крайне неблагоприятных условий боевых действий партизан.
Основной структурной единицей таких партизанских формирований, осуществлявшей их медицинское обеспечение, была медицинская служба партизанского отряда, которую обычно возглавлял врач.
Партизанский отряд вынужден был часто менять места своей стоянки и вел маневренные боевые действия. Медицинской службе приходилось организовывать подвижные лазареты на повозках или в зимнее время - на санях. Раненые и больные партизаны, нуждавшиеся в постельном режиме, находились на специально выделенных для этой цели медицинской службе повозках (санях), а выполнение перевязок и других медицинских процедур происходило во время остановок для кратковременного отдыха личного состава отряда или для ночлега.