в экстремальных условиях медицинская помощь должна предоставляться в соответствии с медицинской необходимостью и без различий по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.
Следует отметить, что, хотя основные принципы медицинской этики являются признанными почти повсеместно, стандарты оказания медицинской помощи в различных регионах весьма различны. Соответственно, международное гуманитарное право не устанавливает одинаковых для всего мира стандартов, а ограничивается призывом к сторонам в конфликте применять к лицам, которые находятся в их власти и пользуются покровительством Конвенций, общепризнанные медицинские стандарты, которые они применили бы в сходных с медицинской точки зрения обстоятельствах к своим гражданам, находящимся на свободе.
С лицами, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях или вышли из строя, необходимо обращаться человечно.
Уход предоставляется без различий по каким бы то ни было соображениями, кроме медицинских.
Принцип предоставления помощи без какой- либо дискриминации проистекает как из медицинской этики, так и из одного из основополагающих принципов движения Красного Креста - принципа беспристрастности. Он означает недопустимость различий в обращении, обусловленных такими факторами, как раса, политические взгляды, вероисповедание, философские убеждения, пол, происхождение, язык, национальность, социальное или имущественное положение или какими-либо сходными критериями. Очередность оказания помощи определяется исключительно медицинскими требованиями.
Запрет проводить какое-либо неблагоприятное различие, однако, не означает, что со всеми пациентами следует обращаться совершенно одинаково. Особое внимание должно быть, к примеру, уделено наиболее уязвимым: детям, старикам и беременным женщинам. Не будет нарушением этого принципа и предоставление дополнительной одежды тем, кто из-за своего происхождения не привык к холоду и особенно плохо его переносит. Применяя этот принцип на практике, важно сообразовываться со здравым смыслом.
Лиц, находящихся под защитой Конвенций, запрещается подвергать какой бы то ни было медицинской процедуре, которая не требуется по состоянию их здоровья, а также подвергать каким бы то ни было медицинским, биологическим или иным научным опытам.
Положения международного гуманитарного права, действующие в этой области, носят особенно строгий характер. Это в значительной мере связано со зверствами, которые совершались во время второй мировой войны. В нормальных условиях для обеспечения развития медицины очень важное значение имеют опыты по проверке новых методов лечения и лекарств на людях, конечно, они должны проводиться при том условии, что принимаются все меры предосторожности и что этим людям предоставляются все возможные гарантии. Разумеется, такие опыты допустимы только с согласия тех, на ком они ставятся. Но невозможно быть абсолютно уверенным в добровольности согласия лиц, находящихся под защитой Конвенций, так как они, как правило, находятся во власти противника. Поэтому целесообразно заранее исключить любые научные опыты над этими людьми.