×
Traktatov.net » Зигзаг судьбы. Истории, которые дарят надежду » Читать онлайн
Страница 42 из 146 Настройки

Это еще до революции один купец, человек благодарный и широкой души, подарил на именины одинокому бедному родственнику золотые часы с гравировкой. Мол, с днем ангела, Евграф Акакиевич! Ну, простой купец, что выдумал, то и подарил. Хотел порадовать от души. Что в магазине присоветовали, то и приказал выгравировать. И на именины эти часы при всех вручил родственнику с радостной улыбкой, предвкушая и его радость.

Евграф Акакиевич часы принял с удовольствием. Оглядел их, послушал тиканье и звон, посмотрел пробу. Вежливо поблагодарил и при всех сказал, что в надписи допущена махонькая ошибка. «Ятя» не хватает. И эта крошечная ошибка немного портит такой драгоценный подарок. Вот очень жаль, что люди такие неграмотные бывают. На часы у них есть деньги, а на образовании они сэкономили. Хе-хе!

Все стали разглядывать надпись и спорить, нужен «ять» или нет. Про ценность часов как-то забыли. Пуще всех именинник разглагольствовал и рассуждал о безграмотных людях. Купец побагровел, молча вырвал часы у именинника и ушел. И прекратил всяческую помощь родственнику. Ну, купцы народ такой!..

Сейчас времена другие, а люди те же остались. Съедят ваше угощение и непременно найдут недостаток. Суп хорош, спасибо! Я очень есть хотел. Но почему вы сельдерей не положили? Этот суп во французской кухне предполагает сельдерей в ингредиентах. Подвезли меня до аэропорта задаром да еще ночью; премного благодарен! Но позвольте заметить: вы плохо водите машину. И я специально обратил внимание: вы не в тот ряд встали один раз. Это грубейшая ошибка, вам надо учиться и учиться!

И это еще полбеды. Обычно замечания после дарового угощения делаются при всех. На людях. Чтобы все заметили, что подарок с дефектом. В гравировке на золотых часах есть ошибка! Даже если ошибки нет, все запомнят не часы. А ошибку, мнимую или настоящую. И ваш дар обесценится моментально. Вы же малограмотный купец. А тоже лезете с подарками к образованным людям!

Зачем они это делают? Они же остаются без часов и в одиночестве. Сладость от уличения кого-то в ошибке или в нахождении дефекта быстро проходит. Так же быстро, как желание таким людям что-то дарить и давать. И просто общаться с ними. С теми, кто не ценит доброе отношение и щедрость, кто всюду выискивает дефекты; ах, нет! Не всюду. А именно в даровом, отданном по доброте сердечной. О которой они не имеют никакого понятия, несмотря на ученость, которой так кичатся.

Близкие люди могут отнять у человека

и счастье, и радость, и хорошую, здоровую, нормальную жизнь. И даже право принимать душ и пользоваться унитазом могут отнять. И они как бы правы: могут распоряжаться собственным имуществом, например. Деньгами, домом, квартирой. Только одновременно они распоряжаются и теми, кто от них зависит. Некоторые люди по-прежнему считают детей и близких своим имуществом. Чем-то вроде домашних животных. И не считаются с их интересами. Может, даже действуют они из добрых побуждений. Но из своих. Только из своих!

Одна женщина рассказала, что в детстве жила в разваливающемся деревянном доме на окраине города. Мама стирала в тазу прямо в доме; за водой ходили на колонку. Топили печь и заготавливали дрова. На печи готовили еду. В тазу мыли посуду. В туалет ходили в нужник на улице. Зимой это очень неприятно. Печь дымила, крыша протекала, на ремонт не было денег. Отец пил и похвалялся, что он владеет собственным домом. А потом окраину стали застраивать и семье дали прекрасную квартиру в новом доме с ванной, с новенькой газовой плитой, с лоджией, горячая вода и сияющий белоснежный унитаз… Мама и девочка заплакали от счастья. А отец продал квартиру и купил разваливающийся дом на другой окраине. Он желал владеть собственным домом! И снова дымила печь, туалет был во дворе. Крышу, правда, перекрыли и забор поставили – на это ушли деньги, которые остались от продажи квартиры. Но это же не девочкины деньги, так что она не имела права протестовать.