×
Traktatov.net » Конунг Руси » Читать онлайн
Страница 64 из 145 Настройки

Справедливости ради, надо заметить, что сначала он их делал только для персидских печей, то есть для получения тигельных плавок. А потом и для обустройства нормальной домовой печи. Но с осени 860 года, когда задумался о строительстве замка, попытался как-то массировать их выпуск. И там уже работало не два калеки, а семь человек. Больше он пока выделить не мог, хотя и очень хотелось.

Именно тогда он уперся в чисто технологическую проблему: красный керамический кирпич – дорогое удовольствие. Во всяком случае, для этого этапа технологического и организационного развития.

Поэтому Ярослав решил попытаться наладить выпуск так называемого римского кирпича. Весьма архаичный и не самый прочный строительный материал, но его производить было очень просто силами даже очень небольшого количества людей.

Бралась известь и отжигалась, что, в отличие от обжига керамических кирпичей, требовало на порядок меньше топлива. Не говоря уже о проблемах, связанных с печами для обжига, особенно для получения хороших кирпичей. После чего известь гасилась и смешивалась с наполнителем, песком… и даже с простым грунтом. Формовалась и просушивалась.

Все.

Готово.

Кирпич получался не так чтобы и очень крепкий. Во всяком случае, поначалу. Но с годами прочность он только набирал. Именно на этой технологии была основана так называемая «землебитная» технология строительства, по которой, например, был построен Приоратский замок в Гатчине, без особенных проблем стоящий вот уже более двух веков. Одна беда – такие кирпичи сохли долго. И строительство было желательно проводить после нескольких месяцев просушки. И просушки не под лучами солнца, а желательно мягкой, в тени. Чем Ярослав и занялся.

Сначала, по осени 860 года соорудил технологическую землянку, которую все холода немного протапливал, чтобы еще сырые кирпичи от мороза не растрескались. А потом, по весне 861 года, нагородил навесов и стал их заполнять этими поделками. Благо, что большого количества людей и каких-то сверхусилий такие кирпичи не требовали.

Особенно дело хорошо пошло после того, как весной того же года его кузнецы с горем пополам изготовили примитивную пресс-форму для формовки кирпичей. По сути – прямоугольный лоток с рычажным прессом. Так что работа пошла быстро и с огоньком.

Да, был брак. И немало. Прежде всего потому, что заготовки растрескивались. Ну так и что? Обломки такого кирпича – это тоже искусственный камень. И его можно было тоже применять в дело.

Вот в наступившем году Ярослав и собирался весь этот массив заготовленных кирпичей пустить для возведения нормальных построек в каструме. Двухэтажных, с высокими двускатными крышами ломаного профиля, выступавшими в роли своеобразного третьего этажа – мансарды. Что должно было кардинально повысить вместительность крепости в плане заселения и загрузки всякими ценными вещами. Благо, что кроме известкового кирпича у Ярослава уже имелись кое-какие запасы керамического кирпича, бутового камня и даже керамической черепицы. Чем-чем, а ей он старался не брезговать, прекрасно понимая, что крыть крыши соломой или дранкой при такой плотной застройке слишком опасно. Любой балбес, не уследивший за огнем, мог привести к трагедии с очень печальным для всех финалом.