Это было суровое время. Враг рвался взять Севастополь. Зафронтовая агентура СКФ сигнализировала, что командующий 11-й немецкой армией генерал-полковник Манштейн поставил войскам задачу — прорвать оборонительные линии Перекопа и двигаться в сторону Евпатории, расчленяя соседний Крымский фронт (КФ) на две части. Командование КФ учло предупреждение руководства ОО НКВД СКФ и приняло соответствующие меры при обороне многострадального города Керчи, который дважды занимался гитлеровцами и дважды освобождался нашими войсками.
Будучи начальником 3-го отделения Западного фронта (ЗФ), Зеленин принимал активное участие в разработке и аресте группы немецких разведчиков 3-й бронетанковой группы германских войск в районе Орла. Агентурный костяк предателей состоял из бывших пленных командиров и красноармейцев, которые под видом вышедших из окружения направлялись в тылы РККА с целью пробраться в Москву с проникновением в штабы, на командные должности в войска. Им же ставилась задача установить расположение оборонных заводов, работающих в столице, складов с ГСМ, боеприпасами и продовольствием, а также выяснить схемы расположения минных полей на подступах к столице…
В марте 1943 года первый заместитель наркома внутренних дел В. Н. Меркулов собрал срочное совещание начальников особых отделов ряда фронтов и армий. Он сделал короткий доклад о состоянии дел в системе военной контрразведки и предложил желающим в течение 15–20 минут дать предложения об улучшении оперативной деятельности оперсостава во фронтовых условиях.
Первым выступил начальник ОО Юго-Западного фронта (ЮЗФ) генерал-майор П. В. Зеленин, который отметил необходимость более тщательного изучения особыми отделами военных округов личного состава воинских соединений в период их формирования в тылу и в пути следования к линии фронта.
Он также остановился на практике зафронтовой работы: отработке легенд прикрытия при направлении разведчиков и агентов в тыл противника, их тщательной экипировке, внимательном изучении районов выброски с самолетов и мест перехода линии фронта при пеших вариантах.
Возглавляя УКР Смерш НКО СССР 3-го Белорусского фронта в конце войны, генерал-майор Зеленин вместе с оперативным составом столкнулся с новой тактикой борьбы противника с советскими войсками — диверсионно-террористическими методами с привлечением сил польской Армии Крайовой и бандеровской УПА.
П. В. Зеленин воевал и с японцами на Дальнем Востоке, возглавляя в 1945 году УКР Смерш НКО СССР Забайкальского фронта. Его подчиненные вскрывали резидентуры японских военных миссий, задерживали белоэмигрантских пособников атамана Семенова и готовили Хабаровский процесс — суд над группой бывших военнослужащих японской Квантунской армии, обвинявшихся в создании и применении бактериологического оружия в нарушение Женевского протокола, который состоялся с 25 по 30 декабря 1949 года.
Ивашутин Петр Иванович, генерал армии
(1909–2002)
Петр Иванович Ивашутин родился 18 сентября 1909 года в Брест-Литовске Гродненской губернии в семье паровозного машиниста. Жил и учился в Черниговской области. Окончил 5 классов семилетней школы в Сновске в 1923 году и профтехшколу в Городне в 1926-м. С 1926 по 1931 год работал путейцем на станции Городня, слесарем прядильно-ткацкой фабрики в городе Ивано-Вознесенске. В 1930-м вступил в ВКП(б). В 1931 году по партнабору был призван в ряды РККА и направлен в 7-ю Сталинградскую военно-авиационную школу. С 1933 года оставлен летчиком-инструктором в этой же школе, а с 1935-го — командир экипажа тяжелого бомбардировщика ТБ-3 45-й авиабригады Московского военного округа. В 1937 по 1939 год учился в Военно-воздушной академии РККА им. Н. Е. Жуковского.