×
Traktatov.net » Маргелов » Читать онлайн
Страница 56 из 304 Настройки

У Маргелова в полку были надежные помощники из числа офицеров и политработников. Штаб работал, как муравейник. Каждый знал свое дело.

Начальник артиллерии гвардии старший лейтенант Николай Шевченко, порывистый, храбрый, образованный, артиллерист, как говорят, от бога, расставлял орудия так, что немецкие танки так и не смогли укрыться в «мертвом» пространстве и действовать более или менее свободно. Всегда они оказывались в прицеле его надежных расчетов. Когда артиллеристы отрыли основные и запасные позиции, старший лейтенант Шевченко обошел свои расчеты и в качестве последнего приказа зачитал из записной книжки приказ генерал-майора русской артиллерии А. И. Кутайсова 1812 года перед одним из решающих сражений русской армии: «Подтвердить от меня во всех ротах, чтобы они с позиций не снимались, пока неприятель не сядет верхом на пушки. Артиллерия должна жертвовать собой… Последний картечный выстрел выпустите в упор, и батарея нанесет неприятелю вред, вполне искупающий потерю орудий».

Гвардии капитан В. Дацко организовал работу штаба так, что батальоны мгновенно реагировали на всяческое изменение обстановки на боевых участках полка.

Начальник связи гвардии капитан А. Затолока сумел поддерживать постоянную связь между батальонами и ротами. Прорывы устранялись в считаные минуты. Связь во время боя была обеспечена.

Саперными подразделениями умело управлял гвардии капитан М. Белокосков. Саперы минировали танкоопасные участки, броды, места, которыми противник мог воспользоваться, чтобы перебросить бронетехнику на берег, занимаемый маргеловцами. Во время боя выдвигались вперед и подрывали подбитые немецкие танки, которые ремонтные бригады противника могли отбуксировать в тыл и восстановить для боя. Продолжали совершенствовать инженерные сооружения линии обороны.

Подвиг бронебойщика Ильи Каплунова потряс всех. В один из дней расчет ПТР красноармейца Каплунова оказался на острие танкового удара северо-восточнее хутора Нижне-Кумский. В самом начале боя второй номер был ранен. Илья Каплунов продолжал бой в одиночку. Пять немецких танков подбил он метким огнем своего ружья. Пуля перебила руку, осколком снаряда оторвало ступню. Илья перетянул ногу ремнем, чтобы не истечь кровью, и продолжил вести огонь. Вскоре перед его позицией замерли еще три танка. Некоторые из них горели. Девятый танк вышел на окоп бронебойщика. Илья Каплунов взял в здоровую руку противотанковую гранату, выполз навстречу танку, собрал последние силы и бросился под набегающие гусеницы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР Илье Макаровичу Каплунову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. По представлению подполковника Маргелова имя гвардейца-бронебойщика навечно занесено в списки полка.

Храбро сражалась батарея капитана Николая Сумина. В один из самых напряженных дней мышковского противостояния на позиции артиллеристов и пехотного охранения двинулось до двадцати танков с мотопехотой. Батарейцы еще не оправились как следует от налета авиации — несколько десятков пикировщиков Ю-87 волнами отбомбили их окопы и замаскированные орудия. Расчеты сразу же понесли большие потери: были ранены и убиты многие подносчики снарядов, заряжающие и даже наводчики и командиры орудий. У двух пушек оказались поврежденными станины. Когда передовые танки подошли на кинжальный выстрел — 400 метров! — батарея, которую немцы считали погибшей от прицельного бомбометания пикировщиков, неожиданно открыла огонь. Сразу же пять танков остановились и начали гореть. Несколько трассирующих снарядов тут же угодили в орудие сержанта Шестакова, но уцелевшие артиллеристы откопали свое орудие и снова открыли огонь. Еще один танк загорелся. И снова несколько трасс впились в ожившее орудие. Расчет успел укрыться в окопе. Была пробита станина. Огромная рваная дыра в щите. Разбит привод поворотного механизма. Артиллеристы подползли к орудию и начали копошиться возле казенника и прицела. Не все еще пропало, поняли они, стрелять можно.