×
Traktatov.net » Цепной пес самодержавия » Читать онлайн
Страница 172 из 206 Настройки

— Господа! Мне известно немного! Эта весть только-только пришла по телеграфу! Если дословно, то она звучит так: Русские войска захватили неприступную турецкую крепость "Пик орла" и тем самым прорвали оборону! Турки бегут! Слава русскому оружию!

Зал взорвался торжествующими криками.

— Слава!! Урр-а-а!! Даешь Стамбул!! Да здравствует русское воинство!! Урра-а!!

Громче и дольше всех кричали четыре офицера, сидевших компанией, за отдельным столиком. Когда шум немного поутих, встал плотный, крупный мужчина, с ясными синими глазами. Густые усы переходили в аккуратно подстриженную бороду. Дорогой костюм и золотая цепь на груди завершали образ богатого сибирского промышленника. В руке он держал рюмку с водкой.

— Официанты! Всем налить того, что присутствующие господа и дамы желают!

Какое-то время только было слышно хлопанье пробок да торопливые легкие шаги официантов.

— Господа и дамы! Выпьем во славу русского оружия!! Урр-а-а!!

На следующий день на ближайшей станции пассажиры, все как один, кинулись покупать свежие газеты. И я в том числе. Вернувшись в купе с пачкой газет, тут же развернул первую попавшуюся и прочитал заголовок, набранный большими жирными буквами: "НЕБЫВАЛОЕ БЫВАЕТ". Быстро пробежал глазами текст. Отложив, взял другую газету, потом третью. В основе статей лежало вчерашнее сообщение чиновника почтово-телеграфного ведомства, но теперь из газет я знал кое-какие подробности и теперь, пусть поверхностно, но мог представить сложившуюся ситуацию.

Мне было известно, что Кавказский фронт отличался от фронтов западного театра военных действий тем, что здесь русские войска не знали поражений. В любое время года тут велась не окопная позиционная война, как в иных местах, а шли активные боевые действия с обходами, охватами, окружениями и решительными прорывами. Здесь не было сплошной линии окопов, рвов, заграждений, боевые действия сосредотачивались вдоль перевалов, узких трактов, горных дорог, часто даже козьих троп, где было сосредоточено большая часть вооруженных сил сторон. Такой была горная крепость в горах, которая закрывала вход в ущелье, и тем самым перекрывала единственную дорогу через горы. Благодаря двенадцати дальнобойным крепостным орудиям, а также пяти артиллерийским батареям, она прекрасно контролировала как дальние, так и ближние подступы к крепости. Как в свое время заявил один из турецких генералов, если русские сунутся в ущелье, то оно станет для них громадной могилой. И тут на тебе! Русские солдаты за одну ночь захватывают эту неприступную крепость. Неожиданно краем глаза ухватил знакомую фамилию.

"Ба! Господин полковник Махрицкий Дмитрий Иванович. Ну как же без него! О! И подполковник Камышев тут как тут! Рад за вас, господа, а еще больше рад за самого себя! Доля вашего успеха и мне причитается. Как-никак я все же немало приложил стараний при формировании новых частей".

Мысли тут же повернули вспять, в прошлое. Около двух месяцев назад на Кавказский фронт, если выразиться на современный лад, была отправлена "экспериментальная" дивизия. Кроме укомплектования новым оружием, скорострельными винтовками и легкими пулеметами, разработанными бюро генерала Федорова, она получила два новых подразделения. Роту разведки (куда входили диверсанты и снайперы) и штурмовой батальон. Подполковник Камышев, командир штурмовиков, которого я не имел чести знать, но много о нем слышал, был под стать командиру охотников. Умный, хладнокровный, но при этом отчаянно-смелый офицер. Когда он предложил в своем рапорте о необходимом создании штурмовых отрядов, поданном командованию, его чуть не завернули с его предложением, если бы об этом новшестве не узнал Махрицкий. От него о штурмовых батальонах узнал я, после чего император подписал указ. Я знал, что в состав дивизии входила рота из полка Махрицкого, но что он сам окажется на фронте стало для меня новостью. Как ему это удалось, оставалось только догадываться.