Почему порой все же так сложно увидеть ложь? Отчего мы иногда теряемся так, что не можем взвесить все «за» и «против», а иногда настолько эмоционально всё воспринимаем, что у нас, образно говоря, «сносит крышу»?
Есть несколько ответов на этот вопрос.
1. Люди имеют склонность доверять стереотипам, которые не всегда верны. Например, есть мнение, что лжецы в момент разговора стараются не смотреть в глаза — они смотрят куда угодно, но только не на вас, опускают голову, отворачиваются. На самом же деле, все с точностью до наоборот! Лжец просто обязан поддерживать длительный зрительный контакт для того, чтобы выглядеть в ваших глазах более правдоподобным. Кроме того, лжецу крайне важно отследить вашу реакцию: «поверил ли он мне?», «не вызвал ли я подозрения?». Вот он соврал и смотрит на вас: «Ну что? Поверил? Не поверил? Все-таки поверил или нет?».
То же самое можно отметить по поводу стереотипов о «заламываниии» рук, потливости, топтании на месте. Все вышеперечисленные признаки далеко не всегда связаны с обманом. Их причины могут быть различны: возможно, человек замерзает — ему всего лишь холодно, иногда ключ к разгадке кроется в особенностях физиологии человека — он может хотеть в туалет.
Кто-то вообще по причине своей чрезвычайной застенчивости никогда не смотрит собеседнику в глаза. И это тоже особенность, которую надо иметь в виду. Если вы подметили, что в беседе на нейтральную тему (о погоде, о том как идут дела) ваш собеседник избегает смотреть вам в глаза — проверьте, расстанется ли он с этой привычкой при ответе на важный, значимый для него вопрос.
2. Существуют люди, которые в силу своих природных особенностей производят впечатление честных, выглядят порядочней и невиннее остальных. Они искренне «хлопают глазками» и так наивно смотрят, что, как правило, воспринимаются нами «белыми и пушистыми». Они настолько эмоционально выразительны, плавны в движениях, демонстрируют столь честный взгляд, что волей-неволей им хочется верить.
Часто таких людей выявляют полиграфологи, которые, несмотря на свою профессиональную подготовленность, при встрече с такими лжецами, с присущей им мягкостью, невинными фразами и чистым искренним взглядом, испытывают соблазн подвергнуться заблуждению, что даже реакциям, зафиксированным полиграфом и четко указывающим на причастность, верить не хочется.
3. Затрудняет распознавание лжи еще и то, что мы иногда слушаем — но не слышим, смотрим — но не видим. Попробуйте ответить на следующий вопрос: во время разговора с человеком, часто ли вы прислушиваетесь к тому, как он говорит: делает ли паузы, меняет ли интонацию?
Ведь бывает, мы смотрим на человека и где-то внутри нас то самое чувство, которое мы называем интуицией, даже подсказывает нам, что что-то не так, предостерегая нас: «…не надо давать деньги в долг, точно не надо — ведь не отдаст, вот чую нутром, интуиция подсказывает…". Но логика разубеждает нас: «да нет, проверенный человек, мне, наверное, показалось…". Не доверяя своему внутреннему чутью, мы идем по пути ложного поверхностного рассуждения и часто обманываемся — взявший в долг человек пропадает.