Умно, грамотно… но не учли датчане, что Савватей Ворон просто «сломает» линию и выстроит свои суда совершенно иначе! Ведь если бы венедский адмирал действовал так, как предписывали флотские каноны того времени, и сам начал выстраивать линию…
А Ворон учел… и не только это, но и волны, движущиеся к берегу.
Флот Померанского дома выстроился отдельными эскадрами, у каждой из которых был свой командир и свой план действий. Ворон же осуществлял только общее командование и возглавлял одну из эскадр.
Вот на флагманском судне взлетели сигнальные флаги…
– ББАХ! ББАХ ББАХ!
Датчан обстреливали с немыслимо далеких дистанций, и ядра мячиками скакали по волнам[134], поражая вражеские суда.
– БАХ! БАХ! БАХ!
Артиллеристы Померанского дома почти не промахивались – слишком плотно стоял вражеский флот. Да, некоторые ядра не долетали и бессильно тонули в морской воде… И далеко не все попадания были результативными. Чаще ядро тяжело било в толстый борт без особого толка, и лишь в самых удачных случаях внутри датских кораблей отлетала щепа[135], калеча и убивая артиллеристов.
– Бах! Бах! Бах!
Ответный залп датчане дали, скорее, от неожиданности – ни одно ядро не долетело до флота Грифонов.
Расстрел датского флота продолжался больше часа[136], прежде чем там сообразили, что Ворон и не собирается выстраивать свои эскадры в линию и что нынешнее положение его вполне устраивает. Вражеский адмирал поднял сигнал, и датские суда начали движение вперед. Маневры им предстояли сложнейшие, ибо по канону суда при построении в линию выстраивали очень близко.
Ворон предвидел этот момент и подготовил брандеры. Да, можно было бы обойтись и без них, тем более что победа уже была, по сути, «в кармане» у померанского адмирала. Но привычки экономить «копеечку» не было ни у него, ни у Рюгена. Если можно победить врага с минимальными потерями со своей стороны, это следует сделать. Ну а относительная дороговизна брандеров… Так жизни ЕГО моряков стоят дороже. А еще была угроза со стороны австрийского флота, да и остальные могли присоединиться… так что победа должна была быть громкой. И ни в коем случае не Пирровой…
Венедские пушки (лучшие в мире!) ожесточенно выплевывали ядра, подняв скорострельность на недосягаемо высокий уровень…
– БАХ-БАХ-БАХ-БАХ-БАХ!
…но флот Дании упрямо продолжал перестроение, теряя корабли.
– Брандеры! – выдохнул Святослав, наблюдающий за сигналами на флагмане. – Выдвигаемся!
Принц, никого не стесняясь, скинул одежду и принялся мазать себя жиром. Впрочем, все присутствующие поступали так же, и даже престарелый Магнус светил старческими мощами… швед решил умереть в бою, и препятствовать в этом ему никто не стал.
Намазались и натянули шерстяную, плотно обтягивающую одежду, не мешающую плаванию. На ноги – шерстяные носки и тонкие кожаные чулки, ну а поверх всего – жилеты из связанных вместе дощечек.
Ежась под пронизывающим мартовским ветром, Святослав несколько бледно улыбнулся и сказал сигнальщику:
– Поднимай «Время умирать».
Несколько минут спустя полтора десятка маленьких суденышек заскользили по свинцовым водам Балтийского моря. Датчане не были дураками и прекрасно поняли, что это за суда…