×
Traktatov.net » Кавалергард. Война ва-банк » Читать онлайн
Страница 147 из 171 Настройки

«Закладка» с похоронами французов сработала и… Нет, совесть Грифича не мучила в принципе. Это была его земля, его люди – и он принял, пусть и негласно, приписываемый Макиавелли лозунг «Великая цель оправдывает любые средства»[123].

Противник терпел, пытаясь перебороть дизентерию стандартными методами – кипятить воду, добавлять в нее уксус и так далее. Были и попытки наладить снабжение водой из другого источника – хрена, померанские войска пресекали их безоговорочно. Ну а сами венеды проблем не испытывали – они брали воду из другого водоема…

«Великое сидение» затянулось до самого конца августа, но, похоронив около пятнадцати тысяч умерших от болезни, Фридрих все же двинулся назад. Большая часть солдат болела еще и потому, что подвоза свежих продуктов не было, а сидеть исключительно на муке, крупах и подтухшей (лето!) солонине… Да тут и отравленная вода не нужна – как еще холера не началась!

Нельзя сказать, что противостояние ударило исключительно по пруссакам – около трех тысяч венедов погибли от разных причин. Все-таки славяне не сидели в лагере безвылазно и постоянно устраивали какие-то гадости немцам, ну и в обратную попадало… Но вообще пруссаки пострадали гораздо сильней. Несколько неудачных штурмов, дизентерия, другие болезни от скученности, плохой пищи и воды… В общей сложности враг потерял около тридцати пяти тысяч людей.


Второго сентября Фридрих начал отступление. Полз медленно, огрызаясь короткими, но ожесточенными контратаками, стараясь вытащить всех больных и раненых. Но последнее не всегда получалось и «кусочки» обоза иногда захватывали померанские и шведские войска. Бывали в этих «кусочках» и раненые, больные. Если сопротивления не оказывалось, то у пруссаков просто отбиралось оружие (а заодно и золото-серебро-медь) и под минимальным конвоем их препровождали вглубь страны.

– Обязательно фильтровать, – убежденно сказал Рюген нахохлившемуся Юргену, – у меня на них разные планы. Но особо стараться не надо – так, поверхностно хотя бы.

Почти две недели венеды бульдогом висели на прусском хвосте, не давая тем выбирать удобные маршруты для отступления, возможность пополнить припасы или как-то еще облегчить свое положение. Наконец Фридрих не выдержал и «откусил лапу», а проще говоря, бросил большую часть обоза. В том числе и ту, где были раненые и больные. У самого прусского короля осталось около семидесяти тысяч солдат, но в большинстве своем это были те, кого с некоторой натяжкой можно было назвать ветеранами.

Обоз и пленных Померанский отправил вглубь страны под конвоем, снарядив на охрану практически все ополчение. Ну и, разумеется, своих больных и раненых, которых к тому времени накопилось предостаточно. Хорошо еще, что выручали многочисленные медикусы, да и санитарно-гигиенические нормы были буквально вбиты в подкорку, иначе число умерших венедов было бы намного больше[124].

Началось преследование, но пруссаки упрямо уходили, умело опираясь на опорные пункты в виде городов и крепостей. Ломать эти «орешки» было проблематично, так что началось какое-то шахматное соревнование – кто кого «переиграет», передумает… Столкновений было очень много, но мелких. Так – арьергард-авангард… Особо вглубь Пруссии Игорь не лез – пусть и поступила информация, что Фридрих снаряжает ополчение, но он просто боялся увязнуть. Да и разведка последнее время начала приносить очень нехорошую информацию.