Во времена Филиппа год в Македонии начинался с началом осени, в переходящий день между 19 сентября и 16 октября; в Афинах год начинался между 25 июня и 23 июля, с наступлением месяца Гекатомбеона. Но в следующем столетии начало этого месяца приходилось на промежуток с 6 июня по 5 июля. Коринфяне отставали от афинян на три дня. Во времена Коринфского союза Филипп повелел выравнять календари всех греческих государств по примеру афинского, однако начало года отмечали тогда, когда это было принято в Македонии.
И, наконец, летосчисление по Олимпиадам приняли лишь с середины III в. Р.Х. Поэторму не стоит удивляться многообразию интерпретаций даты рождения Александра. Бесспорным остается только год его рождения.
Артур Вейгал и другие историки относят дату его рождения к осени, к началу октября, беря за ориентир дату скачек в Олимпии – в том году они начались 27 сентября, и на них в день рождения ребенка победила колесница Филиппа.
356 г. был годом олимпийских празднеств, происходивших, однако, не в месяце Гекатомбеоне. Приходится предположить, что либо в Олимпии существовали бега вне четырехлетних Олимпийских игр, либо речь идет о соревнованиях, проходивших в другом месте (например, это могли быть Истмийские игры, иногда проходившие в тот же год), либо, наконец, – что наиболее вероятно, – что древние историки соединили два события, разделенные интервалом в несколько месяцев.
Глотц, который за основу берет месяц Гекатомбеон, придерживается традиционно принятой даты рождения – конца июля. Эта дата представляется наиболее точной. Кроме того, она хорошо увязывается с поездкой Филиппа на Самофракию. Если Александр родился в конце июля, он мог быть зачат в конце октября прошлого года. В таких святилищах, как на Самофракии (а также в Ерике на Сицилии, в Коринфе, в Феникии), где имелись храмовые наложницы, большие праздники, связанные с культом Афродиты, происходили между 23 апреля и 25 октября.
Для уточнения времени рождения Александра предпринимались многочисленные астрологические исследования. Согласно одному из них, проведенному Гэдбери в Лондоне в 1662 г., дата относится к началу июля. Но одно из самых серьезных заключений по этому поводу принадлежит немецкому астрологу, который после долгих расчетов с учетом поправок часов и времен года установил в качестве даты рождения Александра Великого ночь с 22 на 23 июля между 10 часами и полуночью, когда Солнце вошло во Льва, а на востоке взошел Овен – знак-асцедент.
Вот какое описание смешанного характера Овен-Лев дает Андре Барбо, один из лучших современных астрологов: «Огонь темперамента царствует над ним, излучая мощную бойцовскую энергию – отважную и благородную. Воля к господству и полновластию утверждает себя в независимости характера и во врожденном стремлении командовать, тем более что она усиливается чувством высшего предназначения. Она пылает стремлением к благородным мыслям и свершениям, блистательным деяниям, к делам чести и славы. Прибавьте сюда неистовую потребность проявить все свои силы в высоких порывах чувств».