×
Traktatov.net » Александр Великий или Книга о Боге » Читать онлайн
Страница 172 из 183 Настройки

В античных религиях постоянно присутствует символ змеи. Если в Библии роль змея сводится к искушению, то по другой иудейской версии, восходящей к вавилонскому Талмуду (возникшему к 600 г. до Р.Х., когда евреи находились в плену у амонян, исповедовавших другую веру), змей, обольстивший Еву, склонил ее уже к измене мужу и вступил с нею в плотские сношения.

Подобные примеры можно найти и в доевангельских текстах Иакова. Иосиф, «вернувшись со своего строительства» (что заставляет думать, что он не был простым плотником, как обычно полагают) и увидя, что Мария беременна на шестом месяце, принялся стенать: «С каким лицом предстану я перед моим Господом Богом? Какую молитву могу я вознести за эту деву? Я получил ее их храма девственницей и не сумел сохранить! Кто учинил это бесчестие в моем доме, кто осквернил девственницу? Неужели то, что произошло с Адамом, случилось и со мной? Тогда змей, явившись, соблазнил Еву. То же случилось и в моем доме» (толкования этих новозаветных текстов можно найти в комментированном издании Апокрифов[10]).

Слова ангела, явившегося во сне Иосифу, чтобы сказать: «Не беспокойся, эта девушка родит сына, который спасет свой народ», – похожи на изречение оракула.

Иной ответ дельфийского оракула привел бы к разводу Филиппа с Олимпиадой, и Иосиф, если бы не имел такого давления, выгнал бы свою жену.

8

Когда Геродот в первой половине V в. до Р.Х. прибыл учиться в Египет, жрецы подтвердили, что «уже одиннадцать тысяч триста сорок лет на Земле не появился ни один бог». Разумеется, речь идет не о полубогах или о сыновьях бога, каковыми явлились фараоны, а о настоящих богах, выступавших в человеческом обличье.

Это заявление, сделанное с такой точностью, дает пищу для размышлений, особенно если вспомнить старые мифы о золотом веке человечества или об эпохе гигантов. Наверное, в религиях древности имелось представление о зависимости жизни человечества от великого вселенского года протяженностью в двадцать четыре или двадцать пять тысяч лет, в котором есть и свои «мертвые сезоны», и свои периоды расцвета: пик его приходится на промежуток между эрой Весов и эрой Девы, а период угасания – на период от Овна к Рыбам. В промежутке между этими двумя крайними точками в первой его половине (то есть в течение приблизительно двенадцати тысяч лет) человечество будет скатываться к упадку; во вторую же половину оно снова воспрянет и достигнет максимального подъема сил.

Отправляясь от этого представления, можно вообразить себе, что в основе развития цивилизации лежит не уже многократно отвергнутая теория непрерывного прогресса, но некий другой процесс, в котором за эволюционным периодом следует эпоха застоя. Впрочем, это не мешает представить ход развития человеческой цивилизации графически (в виде все время увеличивающейся спирали, расстояние между нижними и верхними витками которой составляет двадцать четыре тысячи лет).

Во всяком случае, теперь не кажется невероятным предположение о том, что в доисторические времена существовала некая великая мировая цивилизация, чьи знания и навыки распространились по всему свету. Действительно, в различных местах Земли сохранились одинаковые символические системы, одинаковые технические навыки. Пик этой великой цивилизации, о которой мы имеем представление лишь по руинам и система мышления которой нам настолько непонятна, что мы даже склонны отрицать ее существование, прошел примерно двенадцать или четырнадцать тысяч лет назад – с того времени и нужно отсчитывать, как это принято во всех религиях, новую эпоху.