×
Traktatov.net » Шаги Командора » Читать онлайн
Страница 122 из 156 Настройки

Там, в некой точке, порядочно отдаленной от цели, Меншиков и хотел перехватить татар. Возможный перевес сил не страшил. Регулярное войско всегда сильнее импровизированных орд. Это когда-то давно тумены Чингисхана и Батыя славились четкой организацией и железной дисциплиной. За счет чего и одерживали бесконечные победы над самыми разными противниками. Теперь же ставшие крымскими татары давно представляли собой некую вольницу. Индивидуальная подготовка воинов была на высоте, только сражение – это не стычки отдельных воинов, а грамотные действия противоборствующих армий. Те самые, от которых крымские татары давно отвыкли. Лихие набеги крупных схваток не предусматривали. Налетел, затоптал, порубил, захватил добычу и ушел. Да и у противников раньше четкой организации не имелось.

Потому проигрыша Меншиков не боялся. Драгун специально готовили к действию не только в конном, но и в пешем строю. Прорвать же пехотный строй, монолитный, ощетинившийся штыками, огрызающийся огнем, да еще подкрепленный артиллерией, кавалерии очень трудно. Где-то на грани возможного. Тем более неупорядоченной конной толпе, где каждый сам по себе. Кто-то рвется вперед, кто-то осторожничает, не желая быть нанизанным на штык или получить кусок свинца, а в итоге после хорошего отпора на место порыву приходит массовое отступление. Картина знакомая по прошлым стычкам. С виду татары грозные, кажется, налетят да изрубят, а устоишь – и угроза оказывается пшиком. Как много раз говаривал Кабанов, на войне в первую очередь решает все сила духа. Дух же всегда крепче у тех, кто уверен в стоящих рядом товарищах.

Конечно, настоящая пехота тоже не помешала бы, да как ее успеть перебросить туда? Ладно, хоть так. Проредить орду на отходе, показать тем, кто послабее, что с ними станет в случае продолжения войны, пленных захватить – кони у татар будут измотаны, при желании далеко не унесут. Организовать преследование силами казаков, вот и победа.

Корволант выдвигался по всем правилам с многочисленными казачьими дозорами впереди и по флангам. Небольшой обоз при летучем корпусе, разумеется, был, однако совсем обойтись без него не получалось. И некий минимум фуража, нет, что-то везли сами драгуны, так ведь лошади надо много, и продукты для людей, и боеприпасы, и кое-что из амуниции… Все свое вожу с собой. Взять будет негде, а порою без обычного гвоздя никак.

Все вышло в точности как предполагалось. Или почти в точности. Все равно расхождение в деталях неизбежно. Татары не стали штурмовать Перекоп в конном строю, а вместо этого попытались пешими подобраться к валу ночью. Только ничего им это не дало. Темные силуэты на снегу были вовремя замечены, подпущены на расстояние уверенного выстрела, после чего накрыты с вала шквалом огня. Артиллерийского, ружейного, ракетного – Гранье не поскупился для долгожданных гостей. Много тел осталось на месте, кому-то удалось вырваться, не бывает же так, чтобы полегли вообще все. Однако неудача деморализовала татар. С их стороны весь зимний поход наверняка был жестом отчаяния, последней попыткой вернуться в родные края, отстоять прежнюю жизнь. Все-таки в Крыму у всех имелись семьи, ладно, жены, так ведь и дети, у некоторых – имущество. Драться они любили, да только на чужой территории. А тут потеряли собственную.