Нассим Талеб признает только два вида экспертов: тех, кто сам заинтересован в деле (например, вложил в него собственные деньги), и тех, кто делает свои выводы на основе экспериментов, метода проб и ошибок, а не абстрактных теорий (Талеб, 2016).
1. Перечислите 12 причин, почему вы уверены в своем мнении
• Индивидуальное упражнение, 10–15 минут. Вам потребуются ручка и бумага.
Запишите 12 причин, почему вы уверены, что правы. Если вы с легкостью перечислите 12, расширьте список до 20. Скорее всего, вам станет сложно после пяти или шести.
Если нам легко найти доказательства чему-то, мы более склонны поверить, что это правда. Парадоксально, но чем сложнее нам даются поиски подтверждающей информации, тем меньше шансов, что мы ей поверим. Поэтому это упражнение поможет вам избавиться от излишней самоуверенности и более реалистично взглянуть на свой проект.
2. Не слишком ли вы самоуверенны?
Вопросы, которые вы можете задать экспертам (или самому себе), из книг «Черный лебедь» (2016), «Думай медленно… Решай быстро» (2016).
• Обстановка: насколько были стабильны условия, в которых вы приобрели свои экспертные знания? Повторяются ли со временем одни и те же ситуации? Существуют ли какие-то правила, которые можно выучить?
• Обратная связь: насколько быстро вы получаете ответную реакцию на свои действия? Можете ли вы быстро скорректировать свои действия в соответствии с полученной обратной связью?
• Заинтересованность: что вы потеряете, если ваша оценка окажется неверной?
• Эксперименты или теории: каким образом вы проверяете свои экспертные знания?
• Еж: есть ли у вас глобальная теория, которая объясняет большинство фактов?
• Или лиса: считаете ли вы, что мир сложен и не поддается простому объяснению?
• Суперпредсказатель: проводите ли вы объективный анализ пост-мортем, когда ваша оценка оказывается неверной?
Как вы относитесь к тому, чтобы немного снизить уровень уверенности?
6.6. Ошибка невозвратных издержек, или Почему так сложно свернуть проект
Случалось ли вам выбрасывать деньги на ветер после неудачи? Продолжали ли вы делать ставки, чтобы отыграться за первые проигрыши? Бывало ли, что, сбившись с пути, вы продолжали двигаться вперед, надеясь выйти на верную дорогу, потому что возвращение назад означало бы потерю пройденных километров?
Если да, вы стали жертвой заблуждения о невозвратных издержках.
Заблуждения о невозвратных издержках лежат в основе множества военных контрактов, транспортных схем и программ, которые сдаются поздно и с превышением бюджета.
Наше суждение настолько затмевается потерями, которые нам грозят прямо сейчас, что мы не можем оценить, стоит ли продолжать или нужно свернуть проект.
К заблуждению о невозвратных издержках приводит естественный страх потерь. Представьте себе, что я предлагаю вам сыграть в «орла или решку». Проиграв, вы должны заплатить мне 10 000 фунтов стерлингов из своего кармана. Сколько мне нужно предложить вам в качестве приза, чтобы вы согласились? 10 000? 20 000? 50 000?
Многим людям необходимо крупное вознаграждение, чтобы оправдать риск. Это происходит потому, что мы переживаем боль от потенциальной потери острее, чем удовольствие от сомнительного выигрыша. Кроме того, мы склонны подменять сложный вопрос — «Каковы шансы, что я исправлю ситуацию?» — более простым — «Как я отношусь к этой потере?» (Канеман, 2016).