• Через десять минут соберите все стикеры и разложите их по группам (вы наверняка найдете ряд одинаковых причин).
• Далее вместе с группой выделите наиболее важные причины, поместив их на матрицу — см. примеры в разделе 6.1.
Сформулируйте наиболее серьезные проблемы в виде вопросов «Как мы можем…?» и устройте мозговой штурм для поиска решений. Держите под рукой этот список худших вариантов развития событий на случай, если они начнут сбываться.
Насколько вам просто поддерживать оптимистичные оценки ваших шансов на успех? А вашим коллегам? Какое было настроение в команде во время анализа пре-мортем?
6.5. Самоуверенность
Уверенность — очень привлекательная черта. Нам всем хочется развить в себе это качество. Но от уверенности, вытекающей из реальных способностей, всего один шаг до самоуверенности, основанной на заблуждениях. Самоуверенность становится причиной многих неудач — от блужданий по району, который, как нам казалось, мы знали, до вложения миллиардов в сомнительные ценные бумаги прямо перед обвалом рынка.
Распознать самоуверенность в самих себе или в людях, которых мы считаем экспертами, непросто. Значительная часть человеческой деятельности настолько сложна и непредсказуема, что даже профессионалы не могут составить точный прогноз. Наблюдая за тем, как медиаэксперты терпят неудачи, пытаясь предсказать тенденции медиапотребления, телевизионный продюсер Армандо Иануччи заметил: «Тоже мне эксперты. Их догадки не лучше ваших, просто дороже»[44].
Научный публицист Филип Тетлок изучал политические и экономические прогнозы, сделанные экспертами в течение 20 лет. Он выяснил, что, долгосрочные прогнозы многих экспертов были не точнее сделанных наугад.
Тетлок разделял всех экспертов на две категории: ежей и лис[45]. У ежей есть теория, которая объясняет весь мир, и они уверены в своих суждениях. Лисы учитывают множество факторов, они скептически относятся к теориям и скромны в своих выводах. Из лис получались наиболее точные предсказатели, но все внимание медиа обычно обращено на ежей с их простым и понятным видением мира (Tetlock, 2005).
Однако, продолжая исследования, Тетлок выяснил, что некоторые люди действительно точно прогнозируют сложные ситуации. У этих «суперпредсказателей» были некоторые общие черты: они открыты к различным мнениям, они хладнокровно проводят анализ пост-мортем, когда их прогноз не сбывается, и они умеют разбивать трудноразрешимые крупные проблемы на более мелкие (Tetlock and Gardner, 2015).
Наша уверенность чаще всего зависит от того, насколько легко мы приходим к тому или иному выводу, а не от силы доказательств. Если мысль приходит на ум легко и ясно, мы чувствуем себя увереннее.
Психологи Даниэль Канеман и Гэри Кляйн выделили два фактора, которые следует принять во внимание, решая, стоит ли довериться мнению эксперта: насколько стабильны условия, в которых работает данный эксперт, и получает ли он моментальную ответную реакцию на свои действия? Представьте себе разницу между катанием на гидроцикле на озере и управлением супертанкером в гавани в шторм. В одной ситуации вы можете положиться на свои ощущения, в другой — нет (Канеман, 2016).