Вы воплощение, и вы непостоянны. Вы наполнены элементами мироздания, и вы – чудо. Вы то, чем вы хотели стать. Когда на вас снизойдет это озарение, вы сможете остановиться и обрести в прекращении движения покой и счастье. Медитативные практики в буддизме состоят из пребывания в состоянии покоя и проникновенного видения – шаматхи и випашьяны. Проникновенное видение помогает обрести покой, а покой помогает проникновенно видеть. Эти два аспекта дополняют друг друга, один достигается посредством второго, и наоборот.
3. Нирвана.
Третий признак подлинного буддизма – это учение о нирване, которая является основой всего, как вода является основой любой волны. Если бы волна могла медитировать, всмотреться в собственную природу, она бы осознала, что вмещает в себя все волны, подобно цветку, вмещающему целое мироздание.
Всмотритесь в себя, вы увидите, что вы не являетесь отдельной сущностью, ваши предки составляют часть вас самих так же, как ваши дети и внуки. Настоящее вмещает в себя не только прошлое, но и будущее. В бутоне апельсинового дерева не различить апельсинов, но если вы практикуете медитацию, то вам не нужно ждать, когда они созреют, – вы сразу увидите их в цветке.
То же относится и к вам. Даже если вы еще не готовы стать родителем, ваши дети и внуки уже находятся в вас, они ждут своего времени, чтобы явить себя. Вы вмещаете всех – своих мать и отца, своих детей. Вы вынашиваете целое мироздание. Современные ученые начинают использовать ту же терминологию, к примеру, они говорят, что один электрон состоит из всех других электронов, что один и тот же электрон может одновременно быть в разных местах. Язык науки становится созвучен языку буддизма.
«Нирвана» – это специальный термин для наименования истинного основания существования всех вещей, он значит «исчезновение», исчезновение всех концепций и боли, порожденной их существованием. Идея рождения и идея смерти могут причинить множество страданий, сама концепция небытия приводит вас в ужас, так избавьтесь от этих представлений: вы ведь не боитесь смены картинок в калейдоскопе, не плачете всякий раз, как прежний узор исчезает, – то же верно и для жизни. Не нужно бояться, потому что рождения нет, смерти нет, есть только череда воплощений. Мать-земля рождает нас тысячи и тысячи раз, мы воплощаемся, чтобы затем разложиться на составные элементы, а потом заново воплотиться в единой сущности, и так непрерывно. Ничто не исчезает. Это озарение способно освободить нас из внутренней тюрьмы.
Вернемся к цветку. Он полон элементами мироздания, все они содержатся в нем, за исключением обособленного бытия – в цветке нет самости. Собственно говоря, обособленное бытие – это совсем не то, к чему следовало бы стремиться, так как изоляция порождает страдание и является в своем роде дискриминацией. Нет, обособленное бытие – это не то, чего я хотел бы для себя.
Намного более правильно использовать термин «со-бытие», чем говорить просто «бытие», так как я пребываю в вас и вы пребываете во мне. Тому же нас учит Евангелие, Бог Отец пребывает в Боге Сыне, Бог Сын пребывает в вас, а вы – в Боге Сыне. Вы пребываете в Боге Отце, я – в вас, вы – во мне, это и есть со-бытие.