Комиссия, в состав которой вошли представители большинства наркоматов, немедленно приступила к разработке военно-хозяйственного плана, рассчитанного на сравнительно длительный период. В создании плана участвовали сотни людей – наркомы и их заместители, экономисты, специалисты различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, руководители крупных предприятий.
16 августа народнохозяйственный план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. для районов Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии был одобрен Совнаркомом СССР и ЦК ВКП(б) и введен в действие.
План предусматривал быстрое увеличение производства вооружения, боеприпасов, самолетов, бронетанковой техники и военного снаряжения. В тесной связи с этой главной задачей определялся объем выпуска черных и цветных металлов, проката, оборудования для решающих отраслей тяжелой индустрии, устанавливался уровень добычи топлива, руды, производства электроэнергии, продукции химической, резиновой, целлюлозно-бумажной, текстильной, легкой и пищевой промышленности. Намечалось завершить 614 ударных строек и пустить в ход 825 эвакуированных предприятий.
Огромные задачи ставились и перед сельским хозяйством.
В предвидении увеличения грузопотоков с востока на запад и обратно большое внимание уделялось расширению важнейших узлов и станций, а также строительству и реконструкции путей на железных дорогах Урало-Сибирского направления.
Военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. был важным этапом в деятельности Коммунистической партии и Советского государства по перестройке работы тыла и переводу социалистической экономики с мирного положения на военное. Это была по существу линия партии по вопросам хозяйственного строительства на период длительной и упорной вооруженной борьбы. Суть этой линии заключалась в следующем: а) непрерывно расширяя военное производство, довести его до уровня, необходимого для полного удовлетворения насущных нужд фронта; б) создать в короткий срок на востоке страны основную военно-промышленную базу Советского Союза; в) добиться в ходе вооруженной борьбы военно-экономического перевеса над фашистской Германией.
Реальность этого плана, подчеркивалось в постановлении Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о введении в действие военно-хозяйственного плана на IV квартал 1941-1942 гг., зависит от «скорейшего развертывания производственной базы в районах Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии», а создание в короткий срок такой базы обусловливается успешным перемещением в указанные районы промышленных предприятий Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомавиапрома и других наркоматов.[60]
Характерной чертой этого документа было то, что впервые массовая эвакуация производительных сил – промышленных предприятий, колхозов, совхозов, МТС, миллионов людей из оккупированных и прифронтовых районов – рассматривается не только как вынужденная мера, но и как решающее звено в перестройке хозяйства и мобилизации экономических сил страны в интересах фронта.
С самого начала войны, ЦК партии и Советское правительство принимали необходимые меры, чтобы эвакуация носила организованный и планомерный характер. 27 июня 1941 г., через три дня после образования Совета по эвакуации, ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества».