×
Traktatov.net » Меткое московское слово » Читать онлайн
Страница 92 из 149 Настройки

— прочистить горло.

Кишки лудить — лечить боли в кишечнике.

Козьего копыта лягун — пациент, который дерется от боли при вырывании зуба «козьей ножкой».

Меченый мастер — цирюльник, который испытал за свои операции побои клиентов.

«Козьей ногой» в салазке колупнуть — вырвать зуб.

На ветряное гумно заплатку наложить — наклеить волосяную накладку на лысину.

Скворешник — прыщ, родинка на носу.

Солонка — губа.

«Козьей ноги» недоимщик — человек, которому надо вырвать зуб.

На вольном духу потеть — париться на полке в горячо натопленной бане.

Вольный дух пользовать — заставлять до боли бить себя березовым веником в хорошо натопленной бане.

Храпесидии — ягодицы.

(Приведенные слова, выражения и каламбуры записаны в период 1903–1912 гг. от следующих лиц: цирюльника и парикмахера Нижнего Новгорода Владимира Лукича Лукина, холодного парикмахера, встреченного у Устьинского моста в Москве Ивана Севастьяныча — фамилия не названа, — холодного парикмахера Хитрова рынка в Москве Власа Степановича Сидоркина, холодного парикмахера, встреченного во Владимире, Петра Никаноровича Шутихина, холодных парикмахеров, встреченных на Нижегородской ярмарке у «Самокатов»: Ивана Трубникова, Павла Сергеевича Кокурина, Панкратия Ильича Власова (прозвище «Сыграй назад!»), Савелия Матвеича Грошева, Арсения Васильевича Пырьева, Сергея Васильевича Пырьева, Ивана Павлыча — без фамилии, специалиста по ставке банок и пиявок Исаака Самойловича Голубь, «безместного» подмастерья Никанора Николаевича Максимова, специалиста «по сводке мозолей и бородавок», торговца патентованной жидкостью Василия Петровича Дужкина, холодных парикмахеров, встреченных на летней конной ярмарке в Нижнем Новгороде, Петра Сидякина, Ивана Нестерова, бывшего служителя при цирюльниках и номерных банях, встреченного в Муроме Ивана Ильича Сударкина (семидесятивосьмилетнего нищего) и встреченного мною в Москве в Зарядье холодного парикмахера Ивана Трефиловича Рогаткина.)

К цирюльникам относились как к людям мудрым, усвоившим себе высокое знание лекарской науки. Им доверяли, пожалуй, больше, чем врачам, приписывая чуть не силу колдунов и «наговорщиков». Мне приходилось слышать:

— Ну его ко псам твоего дохтура, — завтра запрягу коня и отвезу бабу к цирюльнику Петровичу. Есть такая добрая душа. Сорок верст от нас… А уж как лечит, как лечит! Иван Назарыч совсем от живота отходил, а он его справил. Три слова сказал и воду дал пить… Дохтора при Баранове>{40} холеру разводили!

Сообщавший мне это крестьянин находился с женой в губернском городе Нижнем Новгороде, где было рукой подать и до больницы, и до частной врачебной помощи.

Говорили также:

Нашему кузнецу Павлу земский дохтор жилу не туды завернул на локте, без руки человека оставил, а цирульник потянул, и все, как не бывало. Вот те и дохторье! Дым с худой трубы от елоховой шишки!

(Записано в 1907 г. в селе Городце на Волге от неизвестного.)

* * *

Портило, а не лекарь! Были ране фершала-цирульники…

(Записано в 1916 г. в подмосковной деревне Новая Лужа ст. Химки от неизвестной.)

* * *

Покойникам кровь отворять твоя докторица годится!