×
Traktatov.net » Очерки по истории еврейского народа » Читать онлайн
Страница 22 из 488 Настройки

Годы царствования Саула были переломным периодом в еврейской истории. Старый уклад - наследие эпохи Судей - начинает отмирать, и появляются первые зачатки новых государственных и общественных форм, которым предстоит достичь высшей стадии своего развития лишь во времена царя Давида и его сына Соломона. Военная доблесть Саула и его близость к пророческому движению, которые неоднократно подчеркиваются в библейских источниках, свидетельствуют, однако, о том, что в личности и образе действий первого царя сохранилось немало элементов предшествующего периода. Таким образом, Саул может рассматриваться не только как первый царь, но и как последний судья.

Нововведения Саула были прежде всего направлены на реорганизацию военных сил. Саул уже не мог довольствоваться случайными отрядами бойцов, которые, по мере надобности, вербовались из различных племен и, как только миновала опасность, возвращались к своим стадам, полям и виноградникам. Он создает постоянную армию, состоящую частью из добровольцев, частью из ополченцев. Она формируется в отряды - в "тысячи" и "сотни". Однако, несмотря на эту реформу, военная организация Саула, очевидно, все еще основывалась главным образом на территориально-племенных началах.

Другое новшество Саула значительно поколебало племенной строй и уклад: он начал одарять своих приближенных земельными наделами. По большей части это были отторгнутые от филистимлян и от других соседних народов земли, на которые ни одно из колен не могло иметь притязаний. Подобный обычай известен из аккадских документов Угарита (XIV-XIII вв. до н.э.), согласно которым цари наделяли своих приближенных землями и освобождали их от каких-либо повинностей.

Жизнь и деятельность Саула описываются обрывочно в библейских источниках. В последние годы его {41} царствования юный воин и герой Давид возбуждает его зависть. Саул преследует Давида и даже пытается убить его. Давиду суждено быть царем, и позднейшая редакция, тенденциозно направленная в пользу Давида, безусловно, наложила свой отпечаток на сохранившиеся тексты, хотя и в них весьма реально и живо встает перед нами трагическая фигура первого израильского царя Саула.

Подробно описан в библейском рассказе последний эпизод в жизни Саула решающая битва с филистимлянами у горы Гилбоа. Филистимляне, после подготовки, которая длилась несколько лет, сконцентрировали все свои войска и прорвались в Эздрелонскую долину. Таким образом, они заставили армию Саула спуститься с гор и вступить в бой для того, чтобы воспрепятствовать рассечению территории Израиля надвое. В равнине у филистимлян, имевших колесницы, было значительное преимущество. В жестокой битве пал Саул со своими сыновьями, израильская армия была разбита, и филистимляне, заняв старинный ханаанский город Бет-Шеан, стали властителями большой части страны. Израиль оказался в положении не лучше того, в котором он был при воцарении Саула.

2. Царство Давида

В отличие от описания Саула, которое явно пострадало в Библии из-за тенденциозной позднейшей редакции, о Давиде дошли до нас в обилии эпические повествования, записи очевидцев и официальные архивные документы, относящиеся к его времени. Часть Первой книги, вся Вторая книга Самуила и две главы Первой книги Хроник (Паралипоменона) посвящены Давиду и его эпохе. Значительная часть повествования о Давиде, изображение его личности, описание его карьеры при дворе Саула, а в особенности биографический цикл, обрисовывающий невзгоды царской семьи с моралистической точки зрения, представляют собой из ряда вон выходящее явление не только в историографии Древнего Израиля, но и во всем летописании народов Древнего Востока.