×
Traktatov.net » По местам стоять! » Читать онлайн
Страница 67 из 134 Настройки

В радиопеленгации немцы Красную армию обошли, даже англичан. Только 12 декабря 1942 года появилось постановление ГКО № 2633 СС «Об организации в Красной армии специальной службы по забивке немецких радиостанций». Первоначально предполагалось забивать (глушить) радиочастоты, на которых работали радиостанции врага. У немцев радиостанций много – в каждом взводе и роте, на танках и самолётах, в штабах. Работали, как правило, в средневолновом диапазоне. Наши командиры сочли, что глушить, нарушать связь выгодно и быстро. А радиопеленгация – дело побочное, второстепенное. Наверное, не хватало сил, средств, производственных мощностей. Сначала создаются два радиодивизиона – номер 131 (командир майор Петров) и 132 (командир майор Бушуев). В 1943 году – 130-й дивизион (капитан Лукачир) и в 1944 году – № 226 (майор Константинов). На автомашинах и в железнодорожных теплушках располагались «глушилки». На машинах радиопеленгаторы 55 ПК-3А или ПКВ-43. Однако выпуск их был исчезающе мал, например завод № 193 смог изготовить всего 25 штук. Для надёжного определения радиостанции необходимо два, а ещё лучше три подвижных пеленгатора. Так что пеленгаторы к середине войны не были даже в отделах контрразведки каждой армии или фронта.

С началом войны гражданам СССР было приказано сдать радиоприёмники и оружие. С приёмниками понятно – большевики не хотели, чтобы граждане слушали немецкие радиопередачи на русском языке. Впрочем, радиоприёмники были редкостью, у людей при власти или богатых, могущих себе позволить роскошь. Приёмники относились именно к этой категории товаров. А сдача оружия лишила профессиональных охотников работы и заработка. Изымалось на хранение при органах милиции и гладкоствольное и нарезное оружие. При стремительном наступлении немцев такие склады вывозить не успевали. Будущие партизаны на оккупированных землях остались без оружия. Штаб партизанского движения выдвинул лозунг – «забери оружие у немца!». Да кто его отдаст? Ещё до войны НКВД устраивало хорошо скрытые базы для возможного партизанского движения, где хранилось оружие и боеприпасы, продукты длительного хранения. Перед войной кто-то из партийного руководства выдвинул теорию – воевать будем на чужой территории и малой кровью. Схроны с оружием и продуктами ликвидировали. Зачем они нужны, если наша доблестная Красная армия будет воевать за рубежами Родины? А вскоре немцы пришли, и пришлось отступать. Вот бы где пригодились схроны! Тем более и людей подготовили. Под видом разного рода мероприятий по обмену трудовым опытом проводили воинские сборы. И в каждом районе были руководители, способные организовать людей, поднять на борьбу. Причём люди не публичные. Например, председателя исполкома многие знали в лицо и предатели его сразу бы выдали. Тогда быстрый конец подпольной сети. Много ошибок было сделано, отозвавшихся большой кровью во время войны.

И первое самостоятельное дело Андрея было связано с радио. У населения радио было только проводное. У сельсовета висел на столбе рупор. Ко времени сводок Совинформбюро или важных заявлений правительства собирался народ – послушать. У кого-то и дома были радиоточки, в виде чёрных «тарелок».