- Нет, - признался я. – Но неужели они не могли просто пропустить меня дальше?
- Может, я хотела посмотреть, чему ты научился? – Хильда развернулась ко мне лицом. – Или просто задремала. Ты простишь несчастную старуху?
Если бы кому-то вздумалось проводить чемпионат Барекстада по сарказму, эта самая несчастная старуха запросто уделала бы и Катю, и Ошкуя, и даже Иде Хромую. Но я пришел сюда не препираться.
- Ты назвала меня ярлом, - сказал я. – Значит, тебе уже известно, что Ульвар Черное Копье убил старика Тормунда и собирается захватить весь остров.
- Новый ярл, новый конунг. – Хильда пожала плечами. – Мне нет дела до того, чья задница сидит во главе стола в Длинном доме.
Ага, моя хата с краю и все такое… Ведьмы не вмешиваются в дела государств? Не верю.
- Зато мне есть, - отозвался я. – Тэны Барекстада назвали меня своим ярлом. Черное Копье утопит в крови весь Эллиге, если не остановить его сейчас.
- Разве Серый Медведь поступит иначе? – Хильда прищурилась и склонила голову набок. – А ты сам, ярл? Разве не ты ведешь войско на смерть?
- Я защищаю своих людей! – рявкнул я. – Ульвар пришел сюда за золотом, землями и славой, но унесет лишь раненых и убитых.
- Возможно, - усмехнулась Хильда. – Ты могучий воин и вождь, ярл. Я верю, что ты сможешь победить… Но что ты станешь делать, если Черное Копье падет?
- Отправлюсь на Арнхольт. – Я ответил не задумываясь. – Его люди заплатят золотом за все, что Черное Копье сделал с Барекстадом.
- А если они не пожелают платить? – не отставала Хильда. – Что тогда?
- Я умею убеждать. – Я легонько коснулся рукояти меча. – Уж лучше лишиться богатства, чем головы.
- Это так, ярл. – Хильда склонила голову. – Ты отправишься мстить и грабить, или твои же люди назовут тебя глупцом или трусом. Но чем же ты тогда лучше Черного Копья?
Вопрос с подвохом. И без правильного ответа – аргумент в духе «он первый начал» казался идиотским даже мне самому.
- Не знаю, - вздохнул я. – Может быть, и ничем. Но я хотя бы пытаюсь не лить кровь без надобности. А это уже кое-что.
- Кое-что, - повторила Хильда. – Не мне судить тебя, Черное Копье или Серого Медведя. Ты в своем праве, ярл. Если ты победишь, народ Барекстада назовет тебя защитником и героем. Так же, как народ Арнхольта сейчас называет конунга Ульвара Черное Копье.
Я поморщился. На мгновение мне показалось, что из-под древней, как этот лес, шерстяной шапочки на меня смотрит не могущественная ведьма Хильда Белая, а всезнающая зануда-гуманистка Катя. В целом все обстояло именно так. Наш мудрый вождь – их кровавый тиран. Наша вера – их заблуждения. Наши отважные герои – их беспощадные захватчики… И так далее. Вполне возможно, если бы опция «Случайный старт» забросила бы меня несколько недель назад не на «Линорм» покойного тэна Олафа, а на Арнхольт или Скаген, я бы сейчас вел хирд под знаменами Черного Копья. Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения. А я собирался не просто плыть по течению, но и писать эту самую историю. Мудрыми дипломатическими решениями и выгодными союзами. Или сталью – если придется.