Это одно из проявлений сдвига в оценках, основанного на общей тенденции «избегания потерь» (loss aversion). Люди не любят потери настолько, что готовы терять деньги на способах, которые, как им кажется, позволят им потерь избежать. Страх перед потерями иррационален и ведет к неэффективной трате ресурсов.
Человек приходит на рынок, где риск и потери являются неотъемлемой частью происходящего, и начинает излишне концентрироваться на возможностях эти риски уменьшить как можно сильнее. Но это не так просто сделать. И, что не менее важно, далеко не факт, что с точки зрения ваших долгосрочных целей это вообще нужно делать.
Пожалуй, уместно будет привести высказывание Питера Линча: «Готовясь к коррекциям и пытаясь их предсказать, инвесторы потеряли значительно больше денег, чем на самих коррекциях».
Есть и другие искажения, связанные с неадекватным восприятием неопределенности.
Наблюдая за почти случайным процессом, вы видите меньше неопределенности, чем на самом деле есть, потому что ум склонен выстраивать из наблюдаемых явлений некую стройную систему. Человек начинает видеть в шуме то, чего нет.
Я приведу здесь список из некоторых важных эффектов, чтобы было представление, насколько это серьезно.
• Иллюзия кластеризации: склонность видеть паттерны там, где их нет. Можно предположить, что многообразие школ и направлений технического анализа своим существованием обязано именно этому эффекту.
• Иллюзия корреляции (illusory correlation): убежденность в существовании причинно-следственных связей там, где их нет. Лежит в основе множества суеверий. И конечно же, проявляется в биржевой игре, потакая скороспелым выводам о зависимости одного от другого и построенным на этих выводах моделям и предсказаням.
• Недооценка возврата к среднему: иррациональное усиление ожиданий, что экстремальное поведение продолжится. Можно предположить, что массовый эффект этого искажения лежит в основе ценовых эксцессов. А также в основе поведенческого разрыва в доходности массового игрока, который на ценовых эксцессах склонен принимать панические решения, убедив себя, что настоящее движение только начинается.
• Ошибка игрока (gambler’s fallacy): иллюзия предполагать зависимость будущих случайных исходов от последовательности прошлых случайных исходов.
• Эвристика доступности (availability heuristic): яркие и хорошо запомнившиеся прошлые исходы заставляют переоценивать вероятность их повторения в будущем.
• Знание задним числом, ретроспективное искажение (hindsight bias): склонность неоправданно завышать предсказуемость прошлых исходов, наблюдая их из будущего.
• Аберрация близости: тенденция завышать важность недавних событий.
Вся эта масса искажений приводит к тому, что, имея на руках исторические данные по «почти случайному» процессу, человек неизбежно увидит больше закономерностей, чем там было на самом деле, и будет недооценивать сложность задачи построения адекватной картины происходящего. Графики прошлых данных заставляют думать, что предсказывать динамику цены довольно просто.
Происходит своего рода магия: если есть шум, человек неизбежно увидит то, чего нет. Даже если процесс чисто случайный и никакого сигнала там в помине нет, человек все равно соберет какую-то модель и будет строить ожидания от ее применения.