Наконец, когда отношения с миром воспринимаются как конфликт, человеку будет сложно разглядеть неконфликтные способы взаимодействия с рынком, такие как взятие премий за риск. Его грандиозное мировосприятие будет подталкивать сходу ввязаться в войну и начать агрессивно инвестировать ресурсы, будучи уверенным в близком триумфе. При этом человек будет больше сосредоточен на собственных фантазиях по поводу момента близкого «мстительного торжества», чем на собственно рынке. Подход, имеющий серьезные шансы закончиться растратой ресурсов и поражением в позиционной войне за долгосрочную эффективность.
Итак, в этой главе мы, вооружившись психоанализом, копнули вглубь подсознания в надежде прояснить механизм искажения реальности, который не дает участнику рынка занять оптимальное место на ландшафте рыночных возможностей. Полученная картина дает основу для понимания поведения участников рынка и позволяет осознать ряд критических опасностей. В следующей главе мы продолжим погружаться в психологические аспекты и на этот раз обратимся к широкому спектру интересных явлений – поведенческим искажениям.
Глава 12.
Поведенческие искажения и порочные циклы
Если психоанализ выглядит, на ваш взгляд, слишком ненаучно, давайте обратимся к такому вполне исследованному феномену, как поведенческие искажения.
Есть масса экспериментальных подтверждений, что человек склонен принимать неверные решения в определенных ситуациях. Человек склонен чрезмерно полагаться на эвристику – быстрый, но «грязный» способ получения ответов. Этот компромисс оказался в целом оправданным в рамках эволюции вида, но есть задачи, где неточность решений оказывается узким местом и начинает создавать проблемы.
Если вы откроете Википедию по теме «поведенческие искажения», то увидите их солидный перечень из многих десятков. Пожалуй, их важно знать все, потому что за каждым стоят те или иные риски. Стоит ознакомиться и с книгой Канемана «Думай медленно… Решай быстро» [6].
Здесь я попробую как-то обобщить всю эту массу эффектов и вывести наиболее важные для участника рынка следствия.
В первую очередь нужно отметить те искажения, которые мешают человеку принимать правильные решения в условиях высокой неопределенности. О самом неприятном, на мой взгляд, сдвиге восприятия мы уже говорили в главе «Гонка за шансом». Этот эффект касается смещения фокуса внимания в сторону правого конца распределения исходов. Процессы, порождающие яркие реализации неких шансов, кажутся более привлекательными, чем того заслуживают. Этот эффект может даже проявляться массово и вызывать искажения в ценах активов, имеющих «лотерейные» свойства.
Но и в оценках левого хвоста распределения, где находятся редкие, но очень неприятные реализации рисков, тоже наблюдаются поведенческие эффекты.
В чем проявляется предпочтение нулевого риска (zero-risk bias)? Человеку кажется очень привлекательной возможность довести риск с небольшого значения до абсолютного нуля. Полностью убрать риск оказывается настолько привлекательной идеей, что человек готов платить за это больше, чем объективно оправданно. Этот эффект побуждает переплачивать за страховки от маловероятных исходов. Можно наблюдать массовые проявления этого эффекта в ценах активов, которые дают страховку от сильных негативных событий – например, в виде перекупленности далеких опционов пут на индексы акций.