В этой связи важным понятием оказывается фокус внимания. Вы не можете видеть абсолютно все. Что-то вы видите хорошо, но что-то непременно остается в тени.
Когда фокус внимания направлен исключительно на рынок, на его явления, возможности, инструменты, задача начинает пониматься как поиск нужного инструмента, стратегии, алгоритма. При этом сам пользователь инструментов неявно предполагается идеальным наблюдателем, идеальным актором и вообще сверхчеловеком.
Но рано или поздно участник начинает понимать, что дело не только в инструментах. Раз за разом проваливая задачу достижения оглушительного успеха одним ударом нужного инструмента, он начинает замечать, как много зависит от его собственного несовершенства. Он начинает догадываться, что он не сверхчеловек, что ресурсы значимы, что ограничения реальны. Он начинает понимать, что хорошо было бы добавить это несовершенство в уравнение своих отношений с рынком.
Неэффективность в использовании ресурсов появляется, когда человек с его ограничениями выпадает из фокуса внимания. Только если вывести самого участника из тени и тщательно изучить последствия его несовершенства, тогда можно рассчитывать на успех в поисках эффективного баланса.
И здесь мы упираемся в серьезную проблему. Поиском баланса между участником и рынком занимается не какая-нибудь объективная внешняя сила. Этим занимается сам участник. Нельзя всерьез ожидать, что он будет объективен в своих оценках, пока находится в активном взаимодействии с рынком, пока он эмоционально вовлечен в попытки добиться того, что для него крайне важно.
Как бы он ни понимал свою задачу, адекватность полученного решения сильно зависит от его способностей быть объективным по отношению к себе и рынку, от способностей приближаться к реальности и видеть вещи такими, каковы они есть. От того, насколько участник умеет сопротивляться неизбежному давлению человеческого: иррациональности, субъективности, предвзятости. Всего того, что, согласно поэтам, делает человека человеком.
Как мы можем надеяться найти оптимальную позицию между собой и рынком, если мы не в состоянии объективно и непредвзято смотреть ни на себя, ни на рынок?
В наше уравнение баланса добавляется еще один фактор – комплекс проблем, связанных с неспособностью человека объективно воспринимать рыночную реальность и свое взаимодействие с ней.
Этот комплекс проблем нелегко вывести в фокус внимания. Может быть, сложно принять тот факт, что восприятие и оценки сдвинуты и то, что кажется реальностью, на самом деле перегружено искажениями; что есть существенный разрыв между вами и реальностью и что ваши способности этот разрыв сократить весьма ограниченны.
Но этот комплекс проблем, связанных с субъективностью участника, оказывается по-настоящему разрушительным, потому что именно в нем склонны прятаться ключевые источники неэффективности.
Если в картине взаимодействия участника и рынка попытаться выстроить элементы по их важности, то самым важным окажется субъективность участника, потом ограничения участника и лишь затем возможности рынка. Но участник обычно думает иначе, его фокус внимания почти безраздельно захвачен внешними явлениями, и он будет концентрироваться на возможностях рынка. Собственные ограничения он, скорее всего, оставит проявляться по ходу дела, а проблемы с субъективностью и искажениями восприятия он не только не заметит, но и будет активно настаивать, что у него с этим все в порядке.