Прошло несколько минут, и стало ясно видно, что мы приближаемся к линии, довольно четко отделяющей спокойную гладь от области, где беспорядочно громоздятся островерхие волны.
Вода здесь без всякой видимой причины бурлила, как в котле. Волны вели себя совершенно „незаконно“.
Незаконно было уже само их появление, так как ветра, даже слабого, не было. Обычно волны имеют ясно выраженное направление: они атакуют судно с вполне определенного румба. Эти же набрасывались на нас со всех сторон: и с левого, и с правого борта, и с носа, и с кормы».
Сложите вместе несущийся приливной вал, штормовой ветер и беснующиеся в проливе «незаконные» волны — и перед вами Мальстрем.
И еще об одном необычном приливе.
«Огромное красное пятно, — сообщали в первый день 1981 года газеты, — площадью около 200 квадратных миль медленно перемещается вдоль океанского побережья Южной Америки, влекомое с юга на север холодным течением Гумбольдта. Начиная с 15 декабря „красный прилив“, так называют здесь это явление природы, „поселился“ на севере, или в полутора километрах от побережья, между городами Икике и Арика. Предполагается, что в январе он переместился дальше на север, в перуанские воды».
«Красный прилив» — это огромная колония микроорганизмов. Проникая в жабры рыб, в створки раковин, эти одноклеточные водоросли вызывают их гибель. Там, где морская вода приобретает красный цвет, на поверхности плавает масса погибшей рыбы.
Гибнут и птицы, питающиеся рыбой. Известны случаи тяжелого отравления людей, употреблявших в пищу рыбу, пойманную в зоне «красного прилива».
Несколько лет назад «красный прилив» уничтожил более 400 тысяч рыб, которых искусственно разводят жители прибрежных префектур острова Сикоку.
Размножаясь с катастрофической быстротой, микроорганизмы «красного прилива» либо отравляют воду, либо лишают ее кислорода — то и другое обрекает на гибель все живое.
Объявился «красный прибой» и в Черном море. Здесь его породила одноклеточная водоросль экзувиелла. А бурному развитию этой водоросли, увы, помогли сами люди. Смываемые с полей химические удобрения и некоторые промышленные отходы резко увеличили в черноморских водах содержание биогенных веществ — фосфатов и нитратов, а те «пришлись по вкусу» красным водорослям.
Природа не остается безразличной к ее отравлению!
Лишь совсем недавно началось наше знакомство с подводной географией морей и океанов, с обитателями их глубин. И сколько уже волнующих открытий! Огромные провалы и величайшие горные хребты, богатейшие россыпи месторождений и диковинные живые существа, загадки морских потоков и жестоких атмосферных возмущений — такой предстает перед нами страна Океания.
Вы не пробовали как-нибудь посчитать, сколько на Земле морей?
Я однажды, открыв большой атлас, получил несомненное удовольствие, читая названия, которые редко увидишь в печати. Моря Сулу и Сулавеси, Бали и Саву, Андаманское и Арафурское, Ирландское и Аравийское… Моря Баффина и Бофорта, Уэдделла и Росса… Как велик мир!
И как обидно, что так мало о нем знаешь! Даже о том, какие есть на свете моря. А ведь каждое из них неповторимо.