Эта „циклональная воронка“, вращающаяся против часовой стрелки, распространяется на более чем двухкилометровую глубину.
Специалисты полагают, что обнаружена новая закономерность в режиме водных масс Мирового океана, оказывающая большое влияние на климатические процессы, а также на биологическую продуктивность морей».
Итак, не только могучие течения, но и огромные водяные водовороты-вихри. Об их существовании исследователи не знали еще полвека назад. В 1948 году один такой вихрь был обнаружен к югу от Калифорнии, он прослеживался более трех месяцев. Наблюдали большие завихрения и в других районах Мирового океана. Но их рассматривали как образования, связанные с морскими течениями, главным образом с Гольфстримом и Куросио.
Вихри, возникающие на фронтах встречи двух водных масс с разной температурой, получили название фронтальных. В Гольфстриме справа по ходу течения располагается более теплая вода, а слева — холодная. При перепадах температур и возникают в толще вод фронтальные вихри, или ринги. Каждый год у берегов Гольфстрима с той и с другой стороны возникает в среднем пять пар рингов.
Скорость водных потоков внутри ринга может достигать нескольких метров в секунду. В водоворот втягиваются массы воды до глубин в полтора километра. А время жизни таких вихрей, отделившихся от течений, исчисляется годами.
Затем последовали новые открытия. В ноябре 1978 года в Государственном реестре СССР было зарегистрировано научное открытие. Океанологи академик Л. М. Бреховских, доктор географических наук В. Г. Корт, доктор физико-математических наук М. Н. Кошляков, кандидат географических наук Л. М. Фомин установили, что вихревые морские возмущения могут существовать и существуют вне связи с океанскими течениями. Это так называемые синоптические вихри открытого океана. Подобно фронтальным вихрям Куросио и Гольфстрима, они достигают размера 150–200 километров и охватывают значительную толщу океана.
В отличие от фронтальных вихри, открытые советскими учеными, представляют собой своеобразные горизонтальные волны, которые в то же время создают картину вихревого движения. При незначительном поступательном движении (за сутки такие вихри перемещаются на запад лишь на несколько километров) скорость вращательного движения воды в синоптических вихрях гораздо выше.
Открытие синоптических вихрей важно не только для понимания физической природы океана. Оно имеет и немалое практическое значение.
Похоже, что синоптические вихри — своеобразные оазисы жизни в океане. Биологическая продуктивность вод в вихрях выше, чем вокруг них. Не являются ли такие зоны районами скопления рыбы? Ответ дадут будущие исследования.
Кстати, в Тихом океане существует явление, которое тоже причастно к рыболовству. Это «Эль Ниньо» — явление, периодически возникающее у берегов Колумбии и Эквадора. В последние годы этот «ребенок» (слово «Ниньо» переводится с испанского именно так) дал о себе знать в 1972 и 1975 годах. Эль Ниньо приносит воду с температурой от 15 до 25 градусов; в глубину он уходит на 400 метров. Когда течение достигает Тихоокеанского побережья, там наступает период проливных дождей, что хорошо для засушливых районов. Но беда в том, что «язык» Ниньо, продвигаясь с севера на юг, приносит гибель анчоусам, которые не выдерживают быстрой и резкой смены температуры воды. В 1972 году Ниньо нанес экономике Перу и Эквадора весьма ощутимый урон: улов анчоуса был в два раза ниже обычного.